Не переношу критику
Как научиться спокойно воспринимать замечания руководства

Критика на работе – явление вполне обычное. Нередко она помогает нам исправить ошибки, лучше выполнить работу и повысить профессиональный уровень. Но что делать, если упреки и недовольство начальника вызывают гнев или обиду? Как сохранить равновесие и извлечь из его замечаний всю возможную пользу?
Фильтры восприятия
Одни люди легко переносят критику и двигаются дальше, а у других она вызывает сильные негативные эмоции. Почему так происходит? Дело все в том, что у многих из нас есть определенные фильтры восприятия, которые мешают увидеть суть сделанных нам замечаний. Эдакие автоматические переводчики, сидящие в голове, которые превращают вполне безобидные (конечно, неприятные, но справедливые) фразы: «Вы допустили ошибку», «Вы были невнимательны» или «Не сделали работу в срок» в уничижительные «Вы глупая, ленивая, вам ничего нельзя поручить». Разумеется, от таких обвинений хочется убежать и спрятаться или начать защищаться. Остановись!
Постарайся взять себя в руки и восстановить дыхание. Затем вспомни, что именно, в каких словах и выражениях говорил тебе начальник. Не позволяй своим фильтрам восприятия включиться в работу: сосредоточься на том, что ты услышала, а не на том, что выдает тебе внутренний переводчик.
При необходимости уточни у руководителя суть его претензий к тебе: «Правильно ли я поняла, что?..» или «Иными словами, мне нужно было сделать вот так?». А затем сконцентрируй внимание на том, как исправить недочеты, на которые тебе указал начальник и в будущем старайся избегать таких ошибок.
Некоторые воспринимают замечания шефа как приговор: «Он мною недоволен, меня точно уволят!» Здесь важно не делать поспешных выводов. Перебери в памяти все факты: как часто начальник бывает недоволен твоей работой? Критикует ли он тебя чаще, чем других? Хвалит ли за твои успехи? Склонен ли он увольнять подчиненных за несущественные ошибки?
Поговори с коллегами, чьему мнению ты доверяешь и кто спокойно воспринимает критику. Наверняка они подтвердят, что несколько замечаний шефа – это еще не конец карьеры, а просто способ улучшить работу.
Переводим диалог в правильное русло
Мы не всегда сталкиваемся с адекватной критикой. Иногда под видом замечаний скрывается простая грубость. Как отличить, критикуют тебя или хотят задеть?
Определить это можно прежде всего по тону. Человек, который пытается дать объективную оценку твоей работе, не станет кричать. Если же начальник повышает голос, не теряйся, а спокойно попроси его говорить тише.
Важно понимать, что критика – это анализ работы. В результате оппонент либо сам скажет, как можно исправить допущенные тобой ошибки, либо сделает это в ответ на твою прямую просьбу. Поэтому, если шеф ругается, но отказывается давать рекомендации по улучшению работы, не принимай его слова близко к сердцу. Вероятно, он чем-то раздражен или же обладает взрывным характером, из-за чего даже не пытается подбирать корректные выражения. Впрочем, это вовсе не означает, что его критика полностью несправедлива. Скорее всего, в ней есть рациональное зерно – нужно только его рассмотреть.
Как правило, даже те люди, кто ищет, на ком бы сорвать плохое настроение, выбирают для нападения не первую попавшуюся тему, а говорят о том, что их и раньше раздражало. Так что, даже если начальник и сделал из мухи слона, муха все же была. Поэтому проанализируй его слова и свою работу, а затем устрани недочеты. Либо, когда шеф успокоится, уточни, что тебе надо сделать. Даже самые хорошие специалисты и достойные люди ошибаются. Если сомневаешься, что шеф прав, поговори с другими экспертами. Ведь главное, чтобы ты была уверена в себе как в профессионале.
Боишься увольнения? Значит, ты не уверена в себе. Повышай квалификацию и самооценку.
Следуй по курсу
- Если считаешь замечания несправедливыми, но не можешь возразить начальнику, постарайся хотя бы мысленно переформулировать недостатки, на которые указывает твой шеф, в достоинства: «медленная» – в «аккуратная и тщательная», «болтливая» – в «общительная».
- Критика – это не разбор твоих личных недостатков, а всесторонний анализ проделанной тобой работы с целью ее улучшить.
Никаких эмоций! Только здравый смысл
- Воспринимай критику спокойно, без эмоций. Постарайся понять суть претензий к тебе.
- Не оправдывайся и не обвиняй других. Если хочешь возразить – делай это спокойно и аргументированно.
- Разница между оправданием и объяснением – в позиции, которую занимает человек. При оправдании ты выступаешь в роли ребенка, который что-то натворил и пытается доказать, что он хороший. При объяснении ты стоишь на позиции профессионала, который может обосновать принятое им решение.
- Если ты совершила ошибку, признай свою вину и извинись. Так ты покажешь, что серьезно относишься к служебным обязанностям, заработаешь очки в глазах руководства.
- Не ведись на обобщения. Если шеф говорит «Вы всегда опаздываете» или «Вы вечно все теряете», признавай только то, что на самом деле имеет место. Например: «Да, сегодня я опоздала».
Учти: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Осознать и исправить ошибку – позиция сильных людей.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl