Одноразовая авиация: самые знаменитые боевые планеры
Враг, с которым наша страна сразилась и которого победила в 1941-1945 гг., был хитер и изобретателен. Если в Первую мировую именно немцы, осознав всю губительную мощь скорострельного оружия и тяжелой артиллерии, стали лидерами фортификации нового типа, то во Вторую мировую они же продемонстрировали, как оставить в дураках строителей бетонных суперкрепостей XX века.
Тихие крылья смерти
Как известно, с сентября 1939 г. по май 1940 г. на Западном фронте продолжалась так называемая “странная война”, что означало отсутствие активных боевых действий. Немцы “отсиживались” за своей линией Зигфрида. Французы и их британские союзники чувствовали себя в безопасности за линией Мажино, представлявшей собой мощную систему укреплений с опорой на могучие бетонные доты, состоявшие из нескольких этажей. Однако, накопив сил и сверстав планы, немцы все же приступили к ликвидации Западного фронта. Как и в Первую мировую решено было атаковать Францию через Бельгию - так можно было обойти линию Мажино с севера.
Впрочем, в Бельгии гитлеровцев ждали не менее серьезные фортификационные сооружения. На границе Бельгии и Нидерландов в середине 1930-х был сооружен форт Эбен-Эмаль. Гигантское каплевидное в плане сооружение было частью обороны города Льежа, а по соседству находился голландский Маастрихт. Защищенный стенами десятиметровой толщины, ощетинившийся десятками орудий калибра 60, 75 и 120 мм, форт держал под обстрелом огромную территорию, оборонял мосты через Альберт-канал и мог нанести серьезнейший урон наступающим силам вермахта. Мог, но не нанес. 10 мая 1940 г. на крышу форта сели несколько планеров DFS-230, из которых высадились 78 немецких десантников. Перебив охрану, они закидали форт специальной привезенной с собой взрывчаткой, используя вентиляционные шахты. Значительное количество орудий было выведено из строя. Судьба форта была решена. Через сутки его гарнизон, состоявший из нескольких сотен бельгийских солдат, сдался подошедшему немецкому подкреплению. Разгром форта открыл вермахту путь в центральную часть Бельгии, что приблизило капитуляцию Франции и бегство союзников из Дюнкерка.
Дерзкая операция с использованием планеров сделала это средство десантирования очень популярным. Планер давал возможность доставить группу десантников в заданную точку, в то время как при индивидуальном парашютировании бойцов частенько разносило ветром на по довольно большой площади. Кроме того, планер позволял взять с собой дополнительный груз, который парашютисты просто не могут тащить на себе. А легковооруженному десантнику дополнительное количество оружия и боеприпасов в бою ох как не помешает! И главное: планер - это все-таки не настоящий самолет, и он не рассчитывался на многократное использование, был прост и дешев в производстве. Квадратный в поперечном сечении фюзеляж DFS-30 варили из стальных труб и обшивали тканью, крыло имело частично деревянное, частично тканевое покрытие. Максимально планер мог взять на борт одного пилота, 9 десантников и еще 270 кг груза. Буксировался летательный аппарат обычно военно-транспортным Ju-52 и при взлете разгонялся на отбрасываемой колесной тележке. Посадка осуществлялась на специальную лыжу. Планер обладал высоким аэродинамическим качеством - 18, чему способствовали крылья огромного размаха - почти 22 м. Это обеспечивало значительную дальность автономного полета.
Воодушевленное успехом в Бельгии, гитлеровское командование решило использовать DFS-230 в первой в истории крупномасштабной воздушно-десантной операции по захвату острова Крит в мае 1941 г. Операция закончилась победой Германии, но потери воздушных десантников (высаживавшихся в том числе на 80 планерах) были столь велики, что Гитлер принял решение ничего подобного впредь не проводить. Теперь планеры использовались в основном не для десантирования, а для снабжения попавших в “котлы” частей, например, в городе Холм, окруженном Красной Армией в январе 1942 г. Планеры показали себя довольно уязвимым средством военно-транспортной авиации, многие были сожжены советским огнем при приземлении, однако в итоге немцы выстояли, а затем к маю, прорвав окружение, отбили Холм полностью, удерживая его до 1944 года. Стоит заметить, что в дополнение к DFS-230 в Германии был построен более тяжелый планер Gotha 242, который мог брать на борт полезную нагрузку до 3200 кг. Об этом летательном аппарате мы еще вспомним.
На планере за "Дуче"
Еще один “подвиг” планера DFS-230 связан с успешным освобождением из-под ареста итальянского диктатора Бенито Муссолини в сентябре 1943 года. Операция была осуществлена группой немецких десантников под командованием мастера диверсий оберштурмбаннфюрера СС Отто Скорцени. Немцы высадились на планерах в горном районе Гран Сассо и атаковали отель “Кампо императоре”, где под арестом содержался “дуче”. Дерзкая операция имела большой резонанс, но жизнь Муссолини продлилась ненадолго и особого военного смысла не имела. Все же стоит признать, что звездным часом планера DFS-230 стало его первое боевое крещение при захвате форта Эбен-Эмаль.