Инвестициям добавляют комфорта: как российские власти хотят защитить крупный бизнес
Правительство работает над механизмом защиты крупных инвестиций. Удастся ли найти устраивающую всех формулу?

Одной из основных проблем современной экономики России является существенное замедление привлечения инвестиций. Если в 2017 году рост инвестиций крупных предприятий в основные фонды достиг 4,2%, то в 2018 году он замедлился до 2,2%, то есть почти в два раза. Особенно сильно упали иностранные инвестиции – втрое за год, до $8,8 млрд (0,5% ВВП) по сравнению с $28,6 млрд в 2017 году (впрочем, «иностранными» инвестиции, например, с Кипра можно считать только отчасти. Несомненно, некоторые факторы (прежде всего, геополитические) не могут быть компенсированы средствами макроэкономической политики, и тут существуют понятные ограничения. Однако, если невозможно добиться всего, то стоит добиться хотя бы того, что находится в компетенции экономических властей.
Мы существенно отстали по капиталовложениям от других развивающихся стран в полтора – два раза. По данным Всемирного банка доля инвестиций в Китае 44% ВВП, в Индонезии – 35%, в Индии – 31%. В России уровень инвестиций не превышает 21,1%. А задача, за которую взялось правительство, – 25% к 2024 году.
Разрыв с другими странами можно сократить за счет отложенного инвестиционного спроса крупных компаний. По оценкам экспертов, речь может идти о привлечении до 39 трлн рублей частного капитала в течение пяти лет. Это в три раза больше той суммы, которую способен потратить бюджет на все национальные цели развития. От инвестиционной активности зависят и темпы экономического роста, которые никак не могут приподняться выше 2%.
За последние годы в России можно отметить несколько основных линий по формированию специальных юридических режимов: это так называемые «специнвестконтракты», в основном касающиеся локализующих на российской территории производств иностранных автомобильных концернов, территориальных льгот (ТОР, СЭЗ, САР). Первые два режима призваны привлекать средства в территории, признанные особенно важными, третий режим по сути призван перерегистрировать на российской территории юридические лица, ранее имевшие иностранную регистрацию и столкнувшиеся с проблемами в связи с санкциями. Есть еще и такой инструмент, как Российский фонд прямых инвестиций, в рамках которого иностранные инвесторы могут формировать совместные капиталовложения с российским государством, и, соответственно, делить прибыли и убытки.