Вечнодвижущаяся машина
Возле городка Ворсма Нижегородской области есть древний Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Немногие паломнические центры, приглашающие посетить островок, расскажут о потрясающих панорамных видах из монастыря, об удивительной чистоте озерной воды и радостной тишине монастырского уединения. Раньше на просторах интернета можно было встретить рассказ-страшилку о «черном монахе», который выходит прямо из воды и ударяет в монастырский колокол в неурочное время.
Но в последние годы поисковые системы не выдают эту легенду. А архивы духовного ведомства бережно хранят тайны маленького монастыря. Скептик, наверное, спросит — ну какие уж там могут быть тайны? Сокровища Чингисхана в монастырском подземелье? Древний манускрипт с секретом вечной молодости? Чудовище из Ворсменского озера? Довольно близко, но нет, не угадали.
Желаемое Сокровище
В один прекрасный день насельник монастыря иеромонах Филарет изобрел вечный двигатель.
23 августа 1862 года он явился к настоятелю и потребовал отправить в Петербург написанные им письма с «приложением к ним монастырской печати», дабы оповестить мир об открытии, обещающем «величайшую пользу всем государствам». Настоятель, растерявшись под внезапным натиском иеромонаха, сослался на невозможность исполнить эту просьбу без благословения архиерея. На следующее утро воодушевленный Филарет вытребовал у настоятеля разрешение для поездки в Нижний Новгород к епископу. Но по приезде в губернский город не пошел к владыке, а отправил бумаги от своего имени министру путей сообщения.
Министерство вполне серьезно отнеслось к письму, сообщающему об изобретении «самодвижной машины движения беспрестанного», «для движения по железным дорогам не требующей… ни огня, ни воды, ни пару, ни атмосферы». 11 сентября последовал официальный ответ из Департамента железных дорог. Терпеливо объяснив, что такое открытие невозможно («ибо при всяком движении неминуемо трение, а, следовательно, трата и уменьшение»), Главное управление железных дорог высказало мнение, «что подобными неосуществимыми предположениями не следовало бы ни самому увлекаться, ни отвлекать других от дела».
Иеромонах тотчас же составил ответное письмо. «Повторяю и утвердительно-решительно свидетельствую,— писал отец Филарет,— что это всеми желаемое Сокровище мне Бог открыл (а не я изобрел), открыл не путем науки, а путем простоты, хотя, впрочем, и не обойдены все законы природы». В свидетели своей правоты он привлекал баснописца Эзопа:
«Лисица, достававшая виноград и не доставшая... меньше солгала, когда сказала, что виноград не доспел, ибо не сказала, что винограду нет и быть не может. А наука и человек, сами находясь в непрестанном движении, и движение видя во всем их окружающем от земли до неба, говорят, что нет и быть не может движения непрестанного».
«Было время, когда и в голову не приходили никому пароходы, паровозы и телеграфы, и многое другое подобное и чудное, но вот пришло время — и мы, счастливцы, утешаемся и услаждаемся этими дарованиями Духа Премудрости и Разума. Также было время, когда считалось невозможным сделать машину непрестанного движения, так думали и до настоящего часа. Но вот ударил час явиться и этой машине, и вот я свидетельствую и объявляю эту радость мира.
Чтобы не тратить напрасно время в недоумениях, сомнениях и возражениях, всепокорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство сделать окончательно следующее: или, не медля нимало… вытребовать меня к лицу Правительства... или, доложив о сем Его Императорскому Величеству, прислать ко мне двух или трех лучших механиков (а одного механика не приму), которых свидетельству могло бы поверить Правительство без сомнения, без прекословия и без возражений».
25 сентября иеромонах Филарет попросил своего настоятеля отправить это письмо министру путей сообщения от имени монастыря. Но теперь настоятель поступил более осмотрительно и вместо письма в министерство отправил обстоятельный рапорт архиерею, приложив к рапорту писания иеромонаха.
Непреклонное упрямство
Теперь дело иеромонаха Филарета встало на привычные бюрократические рельсы, и пришло в движение делопроизводство Духовной консистории. Движение это неминуемо сопровождалось трением, и решение дела затянулось на целый год. 19 сентября следующего 1863 года в монастырь был послан указ: «Иеромонаху подтвердить с подпискою, чтобы он сообразно с монашеским чином упражнялся чтением душеспасительных книг и подобных прошений никуда не направлял».