8 самых сомнительных героев СССР
Что в Союзе работало хорошо, так это пропаганда. На самом деле многие известные деятели советской эпохи были совсем не такими, какими мы их знаем
Павлик Морозов, не пионер
Павлик Морозов даже в советское время считался персонажем неоднозначным. Первый официально признанный пионер-герой якобы изобличил отца в сокрытии зерна (чтобы не сдавать его государству) и был зверски убитый родней. На самом деле в канонической истории про Павлика есть только один правдивый факт: мальчика и его брата зарезали. Причем не факт, что родственники.
В 1930-м отца мальчика, Трофима Морозова, бедняка и сотрудника сельской администрации осудили за выдачу справок раскулаченным, сосланным в их деревню. Благодаря этим бумагам люди могли уехать, а Трофим — подзаработать. Дали ему 10 лет, из которых он отбыл три на строительстве Беломорканала, после чего освободился досрочно за трудовые успехи. Свидетельские показания против него давала на суде мать Павлика, а не сам парнишка. А почему бы и не дать — муж от нее все равно ушел к другой еще в конце 20-х.
После убийства Павла и его брата Федора в 1932-м мать мальчика обвинила в их смерти родственников со стороны отца. Доказательств не нашли, но все получили высшую меру наказания. Трагедию с помощью показаний матери Павла представили как случай обострения классовой борьбы в деревне. Эта почтенная дама как мать пионера-героя получила квартиру в райцентре, а после войны — в Крыму, в Алупке, и до самой смерти в 1983-м пользовалась почетом и различными благами от государства. А несчастный Павлик, скорее всего, даже пионером не был — не появилась еще к тому моменту в селе Герасимовка ячейка пионерской организации.
Маршал Тухачевский, не знавший жалости
Михаил Николаевич Тухачевский проявил себя еще в Первую мировую как храбрый офицер и отчаянный человек. Был взят немцами в плен, бежал с пятой попытки. После революции принял сторону большевиков, в Гражданскую блестяще командовал войсками.
Однако серьёзное пятно на его биографии оставило подавление крестьянского восстания в Тамбовской губернии. Дело даже не в приказе Тухачевского использовать против мятежников химическое оружие — с этим у красноармейцев не заладилось по техническим причинам. А в том, что Михаил Николаевич активно применял взятие заложников из числа местного населения. Если никто не сообщал о местонахождении восставших в течении двух часов, заложников расстреливали. Потом брали новых и повторяли процедуру. Как рассказывал о Тухачевском его товарищ по немецкому плену Реми Рура, «Не то чтобы он был жестоким — просто он не имел жалости».
В 1937 маршала Тухачевского обвинили в измене, под пытками он признал вину и был расстрелян. Впоследствии реабилитирован, его именем названы улицы в различных городах России, Белоруссии, а раньше и Украины.