Коммерциализация — главный козырь любого университета
Автобус для Арктики, удивительный бетон и модули для управления авиационно-космической техникой
Правительство России выделяет значительные средства на передовые технологических разработки, и примерно треть всех поддержанных им проектов должны решать проблему импортозамещения. Многие из этих разработок обладают изрядным экспортным потенциалом. О трех таких разработках — в материале «Ъ-Науки».
Науку часто представляют как нечто далекое от повседневной реальности: ученые столетиями кропотливо добывают фундаментальные знания и переворачивают наше представление об устройстве мира. Это важная задача для научного сообщества, но не единственная. Многие исследователи активно занимаются прикладными разработками, чтобы принести пользу реальному сектору экономики в кратчайшие сроки: гипотеза, которая вчера тестировалась в лабораториях, завтра может стать готовой промышленной технологией.
Для развития эффективной кооперации между российской наукой и производственными предприятиями 9 апреля 2010 года правительство утвердило постановление №218. Его цель — стимулировать бизнес использовать потенциал российских высших учебных заведений и научных учреждений для развития наукоемкого производства.
«Арктический автобус» с пользой для пассажиров и без вреда для природы
Научный коллектив Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) разрабатывает «арктический автобус» по заказу автозавода «Урал». Новая машина предназначена для безопасной перевозки пассажиров и транспортировки грузов в районах со слаборазвитой дорожной сетью в условиях низких температур. На проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ по проекту Минобрнауки России направило 240 млн руб. Еще 250 млн руб. инвестировало предприятие.
«Арктический автобус» сочетает высокую проходимость и экологичность — машина легко пройдет по бездорожью, не повреждая почву. На автобусе установлены широкопрофильные шины низкого давления для мягкого и плавного движения по снегу и слабонесущим грунтам. В условиях Крайнего Севера важно не повреждать растительный слой: здесь след от колесной техники восстанавливается порядка 30 лет. По словам ученых, их разработка соответствует зарубежным аналогам из Канады и стран Скандинавии. Руководитель проекта, директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров рассказывает, что с импортозамещением технического наполнения у коллектива не возникло проблем. К примеру, для нового транспорта подошли шасси, которые уже производит «Урал». «С импортозамещением ряда других комплектующих, например, с обивкой салона, действительно, возникли сложности. Сейчас прикладываются всевозможные усилия, которые уже дают плоды: налаживается успешный переход на отечественную стратегию производства»,— радуется ученый.
В начале 2022 года опытный образец автобуса уже прошел первые испытания в Якутии. К июню этого года ученые рассчитывают закончить сборку доработанной версии и приступить к этапу ходовых испытаний. Серийное производство планируется начать в 2024 году. Руководитель проекта подчеркивает, что ученым важно видеть востребованность результатов исследований в реальном секторе. «Наука без реального сектора экономики — это не наука. И фундаментальная, и прикладная наука должны работать на экономику. Использование наработок ученых, внедрение их в производство, коммерциализация — главный козырь любого университета»,— считает Рамиль Закиров.