Заработать на журналистике и победить кликбейт и фейки: как работает Substack
Стартап Substack, который предоставляет авторам контента площадку для платных рассылок, к 2023 году стал платформой, на которой публикуются лидеры мнений и на которую ссылаются ведущие мировые СМИ. Одновременно основатели объявили, что число их платных подписчиков перевалило за 2 млн, и призвали своих авторов стать инвесторами. Forbes рассказывает, как устроена работа платформы и стоит ли торопиться становиться автором или инвестором Substack.
В конце марта сервис Substack, который позволяет создавать рассылки контента и который называли «OnlyFans для журналистов», предложил авторам платформы стать инвесторами стартапа. Для этого платформа объявила на краудфандинговой платформе Wefunder сбор на $2 млн, а позже увеличила сумму до $5 млн. На момент публикации около 6500 инвесторов заявили о готовности вложить более $7,5 млн. Одним из инвесторов стал Билл Бишоп, эксперт по американо-китайским отношениям и первый автор Substack, который стал работать по модели платной подписки — он вложит $25 000. Ранее Бишоп уже инвестировал в платформу $100 000.
Минимальный порог инвестиций — $100, но если Substack получит больше финансирования, чем сможет принять, то отдаст предпочтение авторам, которые берут плату за свой контент, а также платным подписчикам. «Мы хотим прояснить, что то, что у вас есть возможность инвестировать в Substack, не означает, что вы должны это делать. Инвестиции рискованны, особенно если речь об инвестициях в стартапы, которые имеют привычку умирать, менять направление или просто приносить недостаточно денег. Substack всего пять лет, и мы все еще доказываем, что есть большой рынок материалов, которые распространяются по подписке. Если у вас нет лишних денег, не тратьте их», — говорится в анонсе сбора.
В 2022 году Substack пытался привлечь инвестиции, но отказался от этих планов из-за непростой ситуации на рынке, пишет Axios. В условиях экономического спада, из-за которого стало сложнее получить частное финансирование, все больше компаний изучают возможность проведения общественных раундов финансирования, отмечает издание. При этом TechCruch допускает, что Substack сможет нормально развиваться и без венчурных инвестиций.
Substack позиционирует себя как альтернативу известным медиаресурсам и утверждает, что его модель обеспечивает авторам более справедливую долю дохода от их работы. Компания берет себе 10% от общего дохода, который авторы получают от подписчиков своих рассылок. Еще примерно 4% получает Stripe, платежный процессор Substack. В этом году Substack сообщила, что авторы платформы получили от своих подписчиков более $300 млн. Компания также отчиталась об активных подписках, оценив их число более чем в 35 млн, 2 млн из которых платные. По оценке Substack, с ее помощью зарабатывают более 17 000 авторов, а 10 ведущих каналов на Substack в совокупности получают более $25 млн в год. Среди авторов, которые публикуются на Substack, например, популярные писатели Маргарет Этвуд и Чак Паланик, певица и поэтесса Патти Смит, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz (основной инвестор Substack) Марк Андриссен, а также основатель рухнувшей криптобиржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид.
В 2022 году Substack значительно расширила функционал платформы, добавив поддержку подкастов, видео и чата, где авторы могут общаться со своими подписчиками. Кроме того, стартап запустил приложение и ввел рекомендации — функцию, которая позволяет авторам рекомендовать друг друга своим подписчикам. Но начиналось все с максимально простого инструментария.
На пороге медиареволюции
В июле 2017 года фаундеры Substack написали, что бизнес-модель, при которой СМИ получали доходы от рекламы, положила начало золотому веку масс-медиа, но те дни почти закончились. Сейчас же почти все рекламные доходы достаются Google и Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена), а медиабизнес переживает кризис. Великие журналистские тотемы прошлого века умирают, говорят основатели Substack, СМИ вынуждены использовать все более отчаянные меры для выживания, а журналистский контент потерял большую часть своей ценности в глазах читателей. По мнению создателей платформы, приметой времени стали контент-фермы, кликбейтные заголовки и эпидемия фейковых новостей.
«Но в каждом кризисе есть возможность. Мы считаем, что журналистский контент имеет ценность и не должен раздаваться бесплатно. Мы думаем, что то, что вы читаете, имеет значение. И мы верим, что сейчас — самое подходящее время для поддержки и защиты этих идеалов. <...> Мы настолько убеждены в этом, что создали компанию, чтобы ускорить наступление нового золотого века издательского дела», — с таких амбициозных заявлений началась история Substack.
Преимущества подписной модели, по мнению создателей платформы, в том, что в эпоху интернета и перенасыщения информацией очень ценно отбирать контент, чтобы не утонуть в информационном шуме. Своей миссией фаундеры назвали помощь в создании медиа, которое зарабатывает на подписке. В числе потенциальных авторов Substack они называли как профессиональных писателей и журналистов, так и представителей других профессий — страховых агентов, продавцов, ученых, настаивая, что кто угодно может начать вести свое небольшое издание на их платформе. Переход на такую модель фаундеры назвали демократизацией отрасли, которая может привести к ее росту, сравнив ситуацию в медиа с тем, как развивался рынок такси до и после появления агрегаторов. «Мы стоим на пороге новой революции в медиабизнесе. Время оплакивать потерю старой медиа-модели прошло. Настало время смотреть вперед, в следующие два столетия», — призывали фаундеры платформы.