Несвободное плавание
«Наводнение»: Твердовский экранизирует Замятина
В прокат вышло «Наводнение», жестокая камерная трагедия Ивана И. Твердовского по мотивам рассказа Замятина,— фильм, за который не будет стыдно.
Рассказ Евгения Замятина «Наводнение» был экранизирован дважды, оба раза в 1990-е; единственное, кажется, время, когда и продюсеров и зрителей могла заинтересовать история сорокалетней петроградской домохозяйки, из ревности зарубившей приемную девочку топором и, вполне в традициях безумия этого города, расчленившей ее, а потом счастливо забеременевшей. Обе экранизации — и снятая во французской копродукции с Изабель Юппер буквальная версия Игоря Минаева (1997), и более ранний «Зверь, выходящий из моря» Витаутаса Жалакявичюса, симптоматичный для своего времени, проявлявшего искренний интерес как к романтике декаданса (описанного в литературе), так и к ужасам обычного упадка (за окном). И романтическое свечение вокруг живущих в чувственном безвременье героев Жалакявичюса, и натуралистическая грязь Васильевского острова в фильме Минаева служили одинаково уместным фоном для сюжета об эксцессе, трансгрессии, сметающем все наводнении чувств — темы, так любимой русской литературой конца XIX — начала XX века. Напомним, что у Замятина дело происходит в 20-е, безумное время тотального ПТС, нэпа и сексуальной революции, и окровавленный топор в руке советской гражданки, при всех литературных аллюзиях,— такая же реальная примета того времени, как и грандиозное затопление города вышедшей в 1924-м из берегов Невой.