Какие стратегии медийной самопрезентации используются научными вузами и учеными

Цветущая сложность в эпоху тотальной медиатизации: говорят физики

Юлия Иванова, Павел Соколов, Александр Михайловский При Участии Елены Пенской, Центр междисциплинарных исследований МФТИ

Физика — это наука, которая учит сомневаться. Виктор Коротаев

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа» — этот тезис классика социологии Никласа Лумана применим к нынешним ученым-естественникам не в меньшей мере, чем к политикам и шоуменам. О том, как реагируют на вызовы тотальной медиатизации сами ученые, чем отличается государственная политика в наши дни от времен советского «Просвещения», какой образ физика формируется в медиа и какие стратегии медийной самопрезентации используют ведущие естественно-научные вузы страны, мы поговорили с проректором МФТИ по научной работе, кандидатом физико-математических наук Виталием Баганом.

Ученый и медиа
Современный человек не только живет в медийном зазеркалье и говорит, как персонаж фильма «Кин-дза-дза», на языках, продолжения которых не знает, но и переживает кризис антропологической модели: человек, по крылатому слову Мишеля Фуко, рискует «исчезнуть, как исчезает лицо, начертанное на морском песке». Древняя идея всесторонне развитой личности, ренессансного человека, развившего в себе все природные задатки и в равной мере способного проектировать космические корабли и писать симфонии, пала под натиском рыночного императива жесткой профессиональной специализации и затем дисперсии уже внутри научных дисциплин.
На место «всесторонне развитой личности» пришла междисциплинарность — поиск точек соприкосновения высоко специализированных профессионалов; а на месте ученого-демиурга и покорителя природы утвердился высокооплачиваемый спец, популяризатор, виртуоз-инфотейнер.
«Ъ-Наука» открывает серию интервью с представителями основных негуманитарных дисциплин — физиками, математиками, биологами, программистами, медиками,— чтобы узнать, какой они видят гуманитарную сторону собственной личности, какой они хотели бы видеть антропологическую модель студентов, какой должна быть роль государства и других социальных акторов в том, чтобы не допустить «профессионального идиотизма» негуманитарных специалистов, и, наконец, каким они представляют себе собственный публичный образ в эпоху тотальной медиатизации.

— Хотелось бы начать с «личного» вопроса: когда совершалось становление вашей профессиональной траектории, повлиял ли на вас какой‑то яркий образ ученого-физика — например, романтизированные образы гениальных творцов и изобретателей в позднесоветской культуре: покорителей космоса, создателей подводных лодок, радиоинженеров и т. д.?

— Здесь нужно прежде всего сказать, что я рос в семье ученых: отец у меня кандидат физико-математических наук, а мать — кандидат медицинских наук. У нас в семье был культ ума, изобретательности, культ эффективного применения интеллектуальных способностей. В соответствии с этим формировался и круг чтения. Приведу неожиданный пример — он не из физики и не из инженерной науки. В детстве меня очень заинтересовала книга Гарри Каспарова (иностранный агент), которая называлась «Безлимитный поединок»,— о его эпохальном противостоянии с Анатолием Карповым. Меня всегда восхищали люди, которые оказались способны преодолеть какой‑то предел: сделать что‑то, чего до них никто еще не делал, открыть то, чего еще никто не открывал, обнаружить некий скрытый механизм природы, функционирование которого никому прежде не было понятно. Именно этот прометеевский настрой, вдохновляющие примеры нестандартных решений, решений предельных проблем, бросающих вызов человеческому разуму,— все это, наверное, и привело меня в физику. Вместе с тем физика привлекала меня тем, что это наука, стоящая на твердой почве опыта: счастливое содружество опыта и интуиции. Если же переходить к физикам, то ярким образцом для меня был отец-основатель Физтеха Петр Леонидович Капица. Это человек, который обладал очень резким умом и умел выхватить то главное, что не удавалось заметить многим другим. Недавно, 9 июля, мир праздновал 130‑летие со дня его рождения, и мы на Физтехе открыли аллею, посвященную Петру Леонидовичу: это та самая дорожка, ведущая от станции «Новодачная» к Физтеху, по которой традиционно все и попадают в нашу альма-матер. Это очень символично, потому что Капица, я думаю, не для меня одного стал проводником на Физтех.

Проректор МФТИ по научной работе, кандидат физико-математических наук Виталий Баган. Из личного архива

Биополимеры вошли в госзадание Биополимеры вошли в госзадание

Ученые не первый год работают над созданием биоразлагаемой пленки

«Иерусалим земной и подземный» «Иерусалим земной и подземный»

Как были устроены первые археологические исследования в городе?

О чём пишут научно-популярные журналы мира О чём пишут научно-популярные журналы мира

Срок годности медикаментов, влияние интернета на психику и угроза для секвой

Воспитание маленького медведя. Про вежливость Воспитание маленького медведя. Про вежливость

Действительно ли современные родители плохо воспитывают своих детей?

Вопрос времени Вопрос времени

Чем прошлое отличается от будущего и почему время течет в одном направлении?

В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга В геноме кроманьонского ребенка из итальянской пещеры нашли признаки инбридинга

Ученые изучили останки ребенка из погребения в итальянской пещере Мура

Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Притяжение Арктики Притяжение Арктики

Как выглядит изнутри туристическая отрасль на архипелаге Шпицберген

Отдых в России
Семь симптомов диабета Семь симптомов диабета

На ранних стадиях диабет хорошо лечится, главное – не упустить время!

Здоровье
Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога

Разбираемся, к чему снится собака с точки зрения сонников и психолога

Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию» Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию»

Какими психологическими приемами чаще всего пользуются пропагандисты

Премьера Премьера

Смотрим в кино «антибайопик» уральского поэта Бориса Рыжего

Культ удовольствия Культ удовольствия

Гедонизм — это хорошо или плохо?

Добрые советы
Иконография детства Иконография детства

Таня Рауш: по ту сторону фотографии

Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов

Герпетологи описали новый вид миниатюрных хамелеонов из рода Brookesia

Проживание вдалеке от магазинов в детстве повысило риск ожирения в подростковом возрасте Проживание вдалеке от магазинов в детстве повысило риск ожирения в подростковом возрасте

Как ограниченный доступ к продуктам питания связан с развитием ожирения?

Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей Средневековые жители Заполярья поели сырой головной мозг северных оленей

Как средневековые обитатели Ямала могли заразиться гельминтами

Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них Связь одиночества с риском заболеваний назвали не причинной для большинства из них

Действительно ли одиночество и различные болезни взаимно влияют друг на друга?

Калифорния или Филадельфия? Узнайте, чем полезны и вредны суши для здоровья! Калифорния или Филадельфия? Узнайте, чем полезны и вредны суши для здоровья!

Какие риски для здоровья скрывают в себе наши любимые суши?

К чему снятся змеи: толкование символа и мнение психолога К чему снятся змеи: толкование символа и мнение психолога

Как толковать символ змеи во снах? Поможет разобраться психоаналитик

Два алтаря для одной жертвы Два алтаря для одной жертвы

Как героиня греческого мифа Ифигения из символа подвига стала символом отчаяния

Хирурги опубликовали подробности и годичные результаты первой трансплантации глаза Хирурги опубликовали подробности и годичные результаты первой трансплантации глаза

Первая трансплантация донорского глазного яблока: детали операции и ее эффекты

«Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США» «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Как Рузвельт убедил американцев вступить в Вторую Мировую войну

Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком

Почему язык законов не меняется под давлением всеобщего тренда на упрощение?

«Часы мозга» показывают, насколько быстро он стареет «Часы мозга» показывают, насколько быстро он стареет

Стареет ли мозг человека отдельно от его тела?

Фарминг, патриотизм и гробница Хуан-ди: как завоевать китайский рынок гейминга Фарминг, патриотизм и гробница Хуан-ди: как завоевать китайский рынок гейминга

Чем азиатский геймдев отличается от западного?

Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением

Какую фундаментальную роль математика играет для технологического прогресса?

Зачем пенсионеры ищут партнеров для сожительства и при чем тут «индекс Кэрри Брэдшоу» Зачем пенсионеры ищут партнеров для сожительства и при чем тут «индекс Кэрри Брэдшоу»