Наука в фантастике: эпизоды истории
В начале ХХ века фантастика находилась в непрерывном поиске идей, сюжетов и тем для художественного осмысления. При этом серьёзное влияние на неё оказывали не только научные открытия и технические нововведения, но и новые философские концепции, связанные с революционным изменением мировосприятия. Одна из них выросла на убеждённости в существовании тесной связи между микрокосмом и макрокосмом, а также вере в неизбежность преобразования всей Вселенной в интересах человеческого разума.
Предыдущие очерки см. «Наука и жизнь» №№ 1, 2, 4, 5, 2024 г.
Душа вселенной
Космизмом сегодня называют целый ряд философских, религиозных, художественных и футурологических течений. Космизм полифоничен и многогранен, поэтому его исследователи стремятся выделить общие признаки, ориентируясь на которые можно отнести того или иного мыслителя к космистам. По сути своей космизм — мировоззрение, основанное на стремлении занять «космическую» точку зрения при обсуждении масштабных задач, стоящих перед человечеством, научно-технических и социальных проектов, метафизических идей и религиозных идеалов.
Зачатки космизма можно найти в античной философии, буддизме, сочинениях Блаженного Августина, Джордано Бруно, Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Лейбница, Иммануила Канта. Однако космизм в современном понимании появился всё же в XIX веке, когда взгляды образованных людей на Вселенную начали меняться кардинальным образом. Отказ от гелиоцентризма перевёл Солнце в разряд звезды — одной из неисчислимого множества звёзд, причём не самой выдающейся. Всё шло к отказу от антропоцентризма, то есть и человек вскоре должен был стать ничтожной частью Вселенной, одним из биологических видов. И, конечно, у мыслителей, воспитанных в религиозной традиции, возникал внутренний протест. Человек должен был занять новое место в реформируемой картине мира.
Вероятно, к числу первых известных учёных нового времени, кто использовал «космическую» точку зрения в своих работах, следует отнести знаменитого французского философа, социолога и утописта Шарля Фурье. В книге «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales, 1808) он писал, что придуманная им концепция социального, животного, органического и материального развития справедлива не только для Земли, но и для других планет. Только следование ей позволит прийти к благоденствию всем сообществам разумных существ. Фурье утверждал, что человечеству суждено пребывать на Земле в течение восьмидесяти тысяч лет, после чего души людей соединятся с материей в других мирах, от общего благосостояния которых будет зависеть осуществление надежды на «вечное блаженство». Однако до того момента человечество, перейдя к «сосиетарному строю» (sociétaire), основанному на управлении страстями, благоустроит Землю, за счёт чего её климат значительно смягчится. Тогда же, согласно Фурье, человечество войдёт в сообщество космических цивилизаций, находящихся на более высокой ступени развития.
Основоположником немецкого космизма можно считать географа, натуралиста и путешественника Александра фон Гумбольдта. Он написал мощный труд «Космос. Опыт физического мироописания» (Kosmos. Entwurf einer physischen Weltbeschreibung, 1845—1859) в четырёх томах, не успев завершить пятый. Просуммировав имевшиеся на тот момент знания о Земле и Вселенной, проанализировав процесс их накопления и восприятия человечеством, фон Гумбольдт пришёл к выводу о существовании единства законов, управляющих космосом и людьми. «Природа есть единство в многообразии, общность тел и сил как единое живое, — писал он. — Внешний мир бессознательно сливается в человеке с его внутренним миром чудес. Но один не есть чистое отражение другого... Объективный мир, мыслимый нами и отражающийся в нас, подчинён вечным, необходимым, всё условливающим формам нашего духовного бытия».
Помимо прочего, фон Гумбольдт ввёл понятие «сферы интеллекта» (или «сферы разума») — того, что мы сегодня понимаем под ноосферой (высшей стадией развития биосферы, связанной с расширяющимся воздействием человека на природу). И высказывал уверенность: «Создание новых органов, орудий наблюдения, умножает духовное, а вместе с этим часто и физическое могущество человека... Придёт время, и те силы, тихая работа которых и в стихийной природе, и в нежных клеточках органической ткани теперь ещё неуловима для наших чувств, будут дознаны, введены в употребление и, пробуждённые к высшей деятельности, займут место в необозримом ряду тех средств, которые приближают человека к владычеству над отдельными областями природы и к более живому разумению целостного мира».
В Соединённых Штатах Америки большую известность получили работы философа и историка Джона Фиске, на которого огромное впечатление произвёл «Космос...». Он даже признавался: «Я вставил портрет Гумбольдта в хорошую раму, и теперь он висит над каминной доской. Я повернул стол на пол-оборота в сторону камина... О, Боже! Что за книга „Космос”! Это эпос Вселенной. Стоило бы выучить немецкий, будь он единственной книгой на этом языке». Сам Фиске написал двухтомник «Черты космической философии, основанной на учении об эволюции» (Outlines of Cosmic Philosophy Based on the Doctrine of Evolution, 1874), в котором заявил, что «космическое» мировоззрение или «космизм» — высшая стадия развития философии. При этом он решительно отказывался признать существование трансцендентного (принципиально непознаваемого) мира, но отрицал и обоснованность атеизма, принимая наличие Бога как «силу, которую космизм воздерживается определять и ограничивать метафизическими формулами». Подобно многим другим космистам, Фиске был уверен, что его учение открывает возможность соединить науку и религию.
В России родоначальником современного космизма считается князь Владимир Фёдорович Одоевский. В его повести «4338 год. Петербургские письма» (1840) показан благоустроенный мир будущего, в котором люди научились управлять климатом, широко внедрили воздухоплавание и вышли в космос. Но главное, с помощью различных психотехник они добились социальной и личной гармонии, подразумевающей в том числе принятие на себя ответственности за судьбы всего мира.
К космистам относят писателя и драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина, получившего отличное европейское образование. Работая над переводом работ знаменитого немецкого философа Георга Гегеля, он понял, что не может разделить его взгляды, и с 1869 года начал разрабатывать свою собственную мировоззренческую систему — «Учение Всемир». На её совершенствование ушло тридцать лет, но, к сожалению, при пожаре в родовой усадьбе Кобылинка в декабре 1899 года сгорела бóльшая часть рукописей, поэтому взгляды Сухово-Кобылина представлены сегодня в отрывочном виде.
Российский драматург, задолго до известных космистов, предсказывал неизбежность выхода людей в космическое пространство. Эволюцию цивилизации он разделил на три стадии: земная (теллурическая), солнечная (солярная) и звёздная (сидерическая). Последняя стадия виделась им как «всемирное человечество, т. е. вся тотальность миров, человечеством обитаемых во всей бесконечности Вселенной». Радикально изменившее свою природу, «освободившееся от кандалов пространства, жизнерадостное, летающее человечество, одухотворившееся до пределов невесомой материи», образует «универсальное единство». Оно преодолеет не только пространство, но и время, став бессмертным.
Все ранние варианты космизма были оторваны друг от друга (даже Фиске при всей любви к фундаментальному труду фон Гумбольдта создал независимую теорию) и не породили сколько-нибудь значимой основы для художественного осмысления. Но в то самое время уже начал формироваться так называемый русский космизм — не как одна из ветвей европейского космизма, а как самостоятельное философское направление. И, что важно, поддержкой ему стали практические достижения.
Общее дело
Отцом русского космизма называют Николая Фёдоровича Фёдорова, скромного преподавателя истории и географии. Его концепция «Общего дела» получила широкую известность и оказала влияние на многих видных деятелей эпохи. При этом в отличие от других мыслителей своего времени он придерживался принципа «философия несостоятельна, если она есть мысль без дела», что позволило ему сразу перейти от умозрительных концепций к практическому проектированию будущего — к «философии проективной».
Фёдоров — незаконнорождённый сын князя Павла Ивановича Гагарина, детство провёл сначала в селе Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии, где было имение его отца, а затем — в Шацке, где жил его дядя Константин Иванович Гагарин. Образование он получил в Ришельевском лицее в Одессе, но был вынужден оставить его весной 1851 года из-за смерти дяди, который оплачивал обучение. Глубоко потрясённый его смертью, Фёдоров через полгода пришёл к мысли, что человек, созданный по образу и подобию Божию, призван стать «соработником» Творца в деле преодоления смерти, преображения мира в Царствие Божие, что завет «Мёртвых воскрешайте!», прозвучавший в слове Христа апостолам, обращён ко всему роду людскому.