Радуга над мысом Горн
Завершался шестой день круиза в южных морях. Позади — долгий перелёт из Мадрида в Буэнос-Айрес, посадка на борт пятнадцатипалубного круизного лайнера, выход в океан и двухдневное плавание к «краю света». Ранним утром 23 января 2020 года мы вошли в пролив Бигля* на Огненной Земле и встали на якорь в порту Ушуайя. Отсюда стартуют большинство экспедиций в Антарктику и к легендарному острову Горн (гол. Hornos-eiland, исп. Isla Hornos), навеки вписанному в историю мореплавания.
*Назван так в честь британского брига «Бигль». В 1826—1830 годах «Бигль» под командованием капитана Роберта Фицроя проводил картографическую съёмку берегов Патагонии и Огненной Земли и стал первым кораблём, который прошёл этим проливом. Во втором кругосветном плавании «Бигля» (1831—1836 годы) участвовал Чарльз Дарвин.
Ушуайя — столица аргентинской провинции с длинным, примечательным названием «Огненная Земля, Антарктида и Острова Южной Атлантики». Маленький, живописный, продуваемый холодными ветрами портовый городок принимает огромные современные корабли. Ушуайя — самый южный город на планете. Туристам, добравшимся сюда, в паспортах ставят штамп «Findelmundo» («Конец света»).
День на суше запомнился экскурсией в национальный парк «Tierra del Fuego» («Огненная Земля»), а вечером мы уже уходили из Ушуайи курсом на остров Горн, однако уверенности, что сможем увидеть его, у нас не было.
Блёклое «огнеземельское» небо хмурилось, посвистывал ветер, острые капли начинавшегося дождя покалывали лицо. Становилось холодно, неуютно. Лишь дикая, первозданная красота берегов пролива Бигля удерживала нас, меня и моего давнего друга Игоря, на палубе. Два года назад Игорь уже плавал вокруг южноамериканского рога, из Аргентины в Чили, но за непроницаемой стеной дождя и мокрого снега не смог разглядеть даже смутных очертаний островной суши.
Холод всё же согнал нас с палубы. Вошли в каюту, и тут, в унисон с нашими тревогами, — объявление по внутренней связи: «Завтра утром лайнер подойдёт к острову Горн. Продолжительность навигации в непосредственной близости от острова будет зависеть от погодных условий, которые крайне изменчивы и трудно предсказуемы»*. Это означало, что программу нашего завтрашнего дня будет определять капитан. Что нам оставалось? Только ждать...
*Чётких суточных прогнозов погоды в районе мыса не делается. Метеостанция на острове передаёт предупреждения только на ближайшие пару часов.
Остров Горн был открыт 29 января 1616 года. В тот день капитан голландского парусного корабля «Эндрахт» Виллем Схаутен обогнул скальный мыс, который он принял за южную оконечность Огненной Земли, и, увидев перед собой безбрежный морской простор, понял, что находится в Тихом океане. В вахтенном журнале появилась запись: «От этого места не было больше земли перед нами и не представлялось никаких сомнений, что мы находимся в Тихом океане. Мы отпраздновали это важное открытие тройной порцией вина для команды. Мыс был наименован нами, мной и Якобом Ле Мэром, как мыс Горн, в честь нашего родного города и корабля, утраченного нами».
А открытие было, действительно, очень важным. Европа нуждалась в пряностях, их поставляли из Юго-Восточной Азии, и они ценились выше золота. К началу XVII века европейцам были известны два пути к «кладовой пряностей», Молуккским островам — вокруг мыса Доброй Надежды и через Магелланов пролив, узкий, длиной около 600 километров, сложный для навигации и часто замерзающий в зимнее время. Оба эти маршрута контролировались всемогущей голландской Ост-Индской компанией, и за право прохода в Индийский и Тихий океаны надо было платить, причём плата взималась не только с «чужаков», но и с соотечественников, если они не были акционерами компании. Поэтому не связанные с ней голландские купцы пытались найти новый маршрут к Молуккским островам, чтобы на законных основаниях обходить монополию Ост-Индской