Анастасия Красовская
Иван Янковский, Сергей Бурунов, Никита Кологривый в самом ожидаемом сериале года «Слово пацана. Кровь на асфальте» (премьера 9 ноября в онлайн-кинотеатрах Wink и START!) — режиссер Жора Крыжовников, автор хтонического народного хита «Горько!» и культового «Звоните ДиКаприо!», собрал каст мечты, чтобы снять плотную, жесткую, честную драму в жанре Однажды в новой России. Слом эпох, Перестройка, страна за пять минут до развала Советского Союза. Пацаны устраивают на районе армагеддон дэйли, а отслуживший в Афганистане Вова становится верховным рэкетиром. И тут появляется она — Анфан Фаталь русского кино Анастасия Красовская.
Дебютантка в арт-хаусе «Герда» о буднях стриптизерши с факультета социологии («Лучшая женская роль» на кинофестивале Локарно, Гаспар Ноэ пишет в директ!) и звезда «Трудных подростков», Красовская в «Слове пацана» — следователь по делам несовершеннолетних. Два года назад редакция «Собака.ru» сделала первую обложку Насти (сразу после того как бывшая модель взяла приз в Локарно!), вот так объяснив свой поступок: «Космическая харизма и великая красота — она не играет, а проживает и прожигает каждый кадр, превращая свое присутствие на экране в видеоарт уровня Билла Виолы. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и актрису Красовскую — и хотелось бы почаще». Что ж, Вселенная дозвонилась до Крыжовникова, а он дал Анастасии «Слово пацана» — и первую «взрослую» роль!
Как Красовская стала Анфан Фаталь русского кино и при чем здесь зихер и западло
«Западло — это “крысятничество”, залупиться — “отказаться”, зихер — “проступок, косяк”», — актриса Анастасия Красовская сидит напротив меня за столиком в кофейне и зачитывает записную книжку, которую вела во время подготовки к роли в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Это история о школьнике Андрее, который, как и многие его сверстники в 1990‑е, устав быть терпилой и мальчиком для битья, примкнул к уличной «стае» подростков. И понеслось: теперь он тоже может драться стенка на стенку с врагами из других районов, трясти мелочь с малышни, воровать из магазинов. Сюжет разворачивается на фоне затянувшейся Афганской войны, грядущего развала СССР, Перестройки и вообще рубежа эпох. Настя Красовская тогда еще не родилась, поэтому роль требовала понимания и погружения. «“С добрым утром” — это когда обчищают хату, “пробить фанеру” — ударить в грудь», — продолжает читать она.
Героиня Красовской — следователь по делам несовершеннолетних Ирина, девушка в форме и с погонами, строгая, но гуманная. Фактически она — единственный человек, кто пытается понять Андрея, его сверстников и помочь им. Но ответить не насилием на насилие, как делают другие, а диалогом, назиданием, моралью — в лучших традициях советской милиции. «Я пыталась понять, почему так происходило, зачем этим ребятам надо было выходить на улицы, и поняла: они пытались найти семью, компанию, обрести то место, где тебя выслушают, поддержат, поскольку не находили этого дома», — говорит Настя.
Ее Ирина читает лекции о криминогенной обстановке в школе, проводит душеспасительные беседы с малолетними преступниками, а в одной из сцен, пытаясь показать Андрею, что мир на самом деле не такой черно-белый, каким ему представляется, что есть другие интересы, увлечения и сообщества, в которых ты можешь быть не одинок, приглашает его к себе в гости на концерт-квартирник. Выходит эпичная сцена — настоящий привет балабановскому «Брату» и шахназаровскому «Курьеру».
«Я и сама стараюсь это все для себя раскладывать, и у меня в записях есть страницы о том, как эти ребята времен Перестройки выглядели и себя вели, как они такими стали. В конце записей — листочек о том, что можно было бы со всем этим сделать. И он остался пустым: я не смогла ответить на этот вопрос. Лишь поняла, что один человек может повлиять на другого конкретного человека, но вряд ли способен изменить систему. Получилось ли это у Ирины? В этом интрига сериала».
«Слово пацана» — один из самых ожидаемых сериалов сезона и, пожалуй, заметнейший проект года. И не только из-за авторской группы — режиссера Жоры Крыжовникова, актеров Ивана Янковского, Никиты Кологривого, Сергея Бурунова и других, в том числе дебютантов, проделавших отличную работу. Это ностальгический фикшн, но снятый с особой свежестью. Обилие узнаваемых атрибутов времени не мешает «Слову пацана» претендовать на новую степень откровенности — о том, какими мы были всего‑то тридцать лет назад, когда пресечь закон было нормой, а не сделать этого — зихер и западло, когда ударить — обыденность, а быть битым — прослыть «чушпаном».
«Слово пацана» — еще одно жесткое и бескопромиссное воспоминание, которое так нарочито соприкасается с сегодняшним днем: живем ли мы и сейчас по понятиям? Руководствуемся ли ими, только на другом уровне и в ином масштабе? Для Насти это тоже проект особенный: став звездой сериалов про трудных подростков, она на этот раз фактически оказалась на противоположной стороне. Первая взрослая роль в ее карьере.
До этого момента режиссеры то и дело пытались сыграть на противопоставлении внешней Настиной благообразности и характеров ее героинь: вытаскивали из нее внутренних демонов, показывали, какие черти могут водиться в таком тихом омуте. Ее Влада, примкнувшая к коллективу героев суперпопулярного сериала «Трудные подростки» в третьем сезоне, — независимая, но раскрепощенная работница стриптиза. Ее Анжела из «Черной весны» — буквально роковая женщина: приревновавший ее юноша вызвал соперника на дуэль, а следом образовал целый клуб, в котором тинейджеры расправлялись с недоброжелателями с галантностью и хладнокровием современников Пушкина. Даша из «Стаи» — бывшая вебкамщица и танцовщица с большими неприятностями.