Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизньИстория

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Звездолёт «Жаворонок» на враждебной планете. Иллюстрация Ф. Пауля к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок». 1928 год. Источник: luminist.org

Со времён античности сочинители описывали фантастические полёты людей к Луне и другим планетам. Но очень долго они не отваживались совершить следующий шаг — представить себе, каким стало бы путешествие землянина к звёздам. Считается, что первое произведение о межзвёздных полётах написал американец Эдвард Смит. Однако внимательное изучение истории фантастики показывает, что у него были предшественники, причём среди зачинателей новой богатой темы в литературе есть и наши соотечественники.

Первые на пути к звёздам

В начале ХХ века любой образованный человек был уверен, что звёзды разнообразны и многие из них похожи на наше Солнце. И ещё он знал, что расстояния до соседних звёзд огромны и измеряются световыми годами. Получалось, что межзвёздное путешествие на самом быстром земном транспорте займёт десятки тысяч лет.

Писатели-фантасты, которые в то время старались следить за достижениями науки, понимали, насколько сложна проблема достижения звёзд. При этом учёные не предлагали сколько-нибудь обоснованных решений преодоления бесконечных пространств, окружающих наш маленький мир. Жанр фантастики «топтался» на месте, не в силах выйти за пределы Солнечной системы, где наверняка есть много интересного. Писатели продолжали раз за разом выпускать однотипные романы о полётах на Луну, Венеру, Марс, реже — к планетам-гигантам и их спутникам. Тексты быстро устаревали, ведь астрономия развивалась, и новые открытия в одночасье перечёркивали общепринятые ранее представления о природе других планет.

В августе 1928 года американский журнал «Amazing Stories» начал публикацию с продолжением дебютного романа Эдварда Элмера Смита «Космический жаворонок» (The Skylark of Space), который сразу обрёл широкую известность среди читателей. Появление такого текста было предопределено развитием жанра, и символично, что его написал новичок.

Американский фантаст и родоначальник «космической оперы» Эдвард Элмер Смит (1890—1965). Фотопортрет из коллекции Джорджа Бэйна. Библиотека Конгресса США. Между 1920 и 1925 годами. Источник: loc.gov

Смит был рядовым американским инженером-химиком, работавшим в пищевой промышленности. В 1918 году он защитил диссертацию «Влияние отбеливания оксидами азота на хлебопекарное качество и коммерческую ценность пшеничной муки» (The effect of bleaching with oxides of nitrogen upon the baking quality and commercial value of wheat flour) и получил степень доктора философии (что примерно соответствует российской степени кандидата наук). Свои произведения он подписывал «E. E. Smith, Ph. D.», за что любители фантастики прозвали его Доком.

Идея написать роман о космических полётах пришла Смиту в голову достаточно случайно. Он увлекался остросюжетной прозой, выписывал приключенческий журнал «The Argosy», зачитывался книгами Эдгара По, Жюля Верна, Герберта Уэллса и Генри Хаггарда, но не думал о том, чтобы самому заняться литературной деятельностью. В 1915 году Смит посещал мужской клуб в Вашингтоне, и как-то раз за беседой там кто-то спросил, какова температура в открытом космосе; потом обсуждение сместилось к возможности достижения других планет и звёзд. Смит проявил хорошую осведомлённость в этих вопросах, и его бывший однокурсник Карл Гарби предложил написать фантастическую повесть. Смит отказался, сославшись на то, что в художественном произведении должна быть романтическая линия, а он наверняка с ней не справится. Тем же вечером Карл рассказал о беседе своей жене Ли, и та взялась помочь. Сначала Смит и Ли Гарби усердно работали над текстом и написали треть, но к концу 1916 года их интерес к нему угас. Через три года Смит вспомнил о задумке, нашёл рукопись и весной 1920 года закончил её под названием «Космический жаворонок». Однако издательства раз за разом отклоняли получившийся роман, и опубликовать его решился только журнал «Amazing Stories», что оказалось удачным решением.

Обложка августовского выпуска журнала фантастики «Amazing Stories» за 1928 год с иллюстрацией к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок»; автор иллюстрации — Фрэнк Пауль. Источник: luminist.org

В «Космическом жаворонке» рассказывается о приключениях инженера-химика Дика Ситона, который случайно открыл эффект направленного выделения внутриатомной энергии в образце чистой меди под воздействием нового химического элемента «Икс», обнаруженного в платине, и силового поля, создаваемого ускорителем частиц. Ситон сразу понял, что эффект может быть использован не только для получения дешёвого электричества, но и для движения транспортного средства, способного разогнаться до сверхсветовой скорости. Пользуясь финансовой поддержкой своего богатого друга Мартина Крейна, он построил космический корабль «Жаворонок». В то же время у него появился конкурент — талантливый учёный Марк Дюкен, беспринципный негодяй, не гнушающийся бандитизмом ради единоличного успеха. Он попытался выкрасть запасы элемента «Икс», накопленные Ситоном, и убить самого инженера, но после того как зловещий план сорвался, Дюкен придумал новый: он тоже построил корабль, похитил Дороти Вэйнман, невесту Ситона, и направился с ней в дальний космос, чтобы затем шантажировать жениха. Разумеется, Ситон и Крейн отправились в погоню за ними, преодолевая за несколько часов тысячи световых лет. Корабль Дюкена притянула «мёртвая» звезда, и ради своего спасения злодей согласился сотрудничать, отказавшись от преступного замысла. Из-за манёвров вокруг звезды путешественники израсходовали запасы меди и вынуждены были в её поисках посетить множество негостеприимных миров.

Двигатель звездолёта «Жаворонок». Иллюстрация Ф. Пауля к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок». 1928 год. Источник: luminist.org

Как художественное произведение «Космический жаворонок» выглядел совершенно беспомощным даже по меркам своего времени, но он встретил восторженный приём у читателей «Amazing Stories». Издатель Хьюго Гернсбек, комментируя завершение публикации романа в своём журнале, заявил: «Мы уверены, что вы согласитесь с нами в том, что это одна из самых выдающихся научно-фантастических историй десятилетия; межпланетная история, которую не скоро сумеют затмить. На неё будут ссылаться все поклонники научной фантастики в течение многих лет». Он оказался прав: Смита сразу произвели в классики жанра, а любое его последующее произведение, написанное в том же ключе, что и «Космический жаворонок», гарантированно повышало тираж журнала.

Пытаясь объяснить феноменальную популярность романа, критик и историк фантастики Сэм Московиц писал в 1964 году: «Воображение писателей-фантастов буквально загнивало, ограниченное рамками Солнечной системы, пока, наконец, в 1928 году „Космический жаворонок” Эдварда Э. Смита не раздвинул духовные горизонты до вдохновляющего чуда Галактики...» Похоже охарактеризовал значение романа английский фантаст Брайан Олдисс в монографии «Пикник на триллион лет» (Trillion Year Spree, 1986): «Персонажи Смита преодолевали световые годы играючи, как в боулинг, а серьёзные факты науки он использовал для придумывания невероятных приключений. Смит вывел вестерн в небо».

С ними соглашался и советский исследователь жанра Вл. Гаков* в книге «Четыре путешествия на машине времени. Научная фантастика и её предвидения» (1983): «Автор „Космического жаворонка” — невольная „звезда” научной фантастики, ибо писатель откровенно слабый, способный воздействовать разве что на воображение американского мальчишки, запоем поглощавшего всю фантастику без разбора полвека тому назад, — оказался пионером. Первый полёт к звёздам совершён в его романе, и имя его будет занесено на скрижали космической летописи».

* Вл. Гаков — совместный псевдоним Владимира Гопмана, Андрея Гаврилова и Михаила Ковальчука; с начала 1980-х — сольный псевдоним М. А. Ковальчука.

Отчасти они правы. Эдварда Смита действительно ценили за богатство воображения и смелость, с которой он «вышел» на межзвёздные просторы. Сам он не считал «Космического жаворонка» сколько-нибудь научным, потому что прекрасно знал, что движение быстрее скорости света невозможно, о чём сказано в тексте романа. Будучи учёным, он написал «реалистичное» произведение — «Космические гончие Межпланетной корпорации» (Spacehounds of IPC, 1931), однако читатели «Amazing Stories» возмутились тому, что действие нового романа происходит в Солнечной системе, и прямо потребовали у автора вернуться к галактическому антуражу.

И всё же новаторство Смита вызывает сомнение, ведь и до его «Космического жаворонка» появлялись тексты, отличавшиеся размахом воображения и посвящённые полётам к звёздам.

Быстрее света

Вероятно, самым ранним произведением о событиях, происходящих за пределами Солнечной системы, которое можно отнести к научной фантастике, следует считать повесть «Звезда, или Пси Кассиопеи» (Star ou Ψ de Cassiopée: Histoire merveilleuse de l’un des mondes de l’espace, nature singulière, coutumes, voyages, littérature starienne, poëmes et comédies traduits du starien, 1854). Её написал французский хирург Шарлемань Дефонтенэ, поклонник немецкого сказочника Эрнста Гофмана. Повесть является изложением древних рукописей, обнаруженных рассказчиком внутри метеорита, упавшего в Гималаях. Оказалось, что они содержат историю высокоразвитой цивилизации «стариан» — человекоподобных обитателей планетной системы у Пси Кассиопеи, состоящей из четырёх светил. С большой фантазией Дефонтенэ описывал другой мир, его природу и общество, которое не только благоустроило свою планету, но и начало успешную экспансию в космос.

Знатоки фантастики относят к числу ранних произведений о межзвёздных полётах и небольшой роман знаменитого популяризатора науки Камиля Фламмариона «Люмен» (Récits de l’infini. Lumen. Histoire d’une comète dans l’infini, 1872), написанный в форме диалога между живым человеком и душой умершего, которая совершила путешествие в систему Капеллы — Альфы созвездия Возничего. Хотя Фламмарион старался придерживаться передовых астрономических представлений о звёздах, «Люмен» трудно назвать сколько-нибудь научным повествованием, ведь оно основано на довольно путаных представлениях автора о загробной жизни с возможностью переселения душ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стрельцы: преступление и наказание Стрельцы: преступление и наказание

Стрелецкий бунт 1698 года: «усердие в усмирении» достигало высот заоблачных

Дилетант
Ивы, ивушки Ивы, ивушки

«Дремлют плакучие ивы, низко склонясь над ручьём»

Наука и жизнь
За что умер Иван Сусанин? За что умер Иван Сусанин?

Кем был Иван Сусанин и чем он прославился?

Дилетант
Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы

Фрагмент из книги о периоде до брака Зои Богуславской с Андреем Вознесенским

СНОБ
Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda Мечта Чехословакии: история забытого смелого проекта Škoda

Как Škoda пыталась стать законодателем автомобильной моды в XX веке?

ТехИнсайдер
Никогда не поздно: как найти свое призвание и решиться на смену профессии Никогда не поздно: как найти свое призвание и решиться на смену профессии

Менять профессию, искать себя и учиться новому никогда не поздно!

ТехИнсайдер
7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас 7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас

Нравится ли вам то, как выглядит ваш обычный день? Что случилось с вашей мечтой?

Psychologies
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Как вести мировую экономическую войну Как вести мировую экономическую войну

О природе экономического роста, происходящего сейчас в России

Монокль
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему Все сериалы по видеоиграм от худшего к лучшему

Экранизации видеоигр: все ли они так плохи?

Maxim
Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка Формирование визуомоторных ассоциаций оказалось зависимо от мозжечка

Нейробиологи выяснили, что мозжечок важен не только для моторных функций

N+1
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
«Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой «Песнь пророка» и русский Нобель. Большой разговор о книжных премиях с Андреем Аствацатуровым, Игорем Сухих и Татьяной Емельяновой

О назначении литературных премий, романе «Песнь пророка» и Нобеле Ивана Бунина

СНОБ
«Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери «Через 3 дня после звонка он неожиданно умирает молодым»: история одной дочери

Можно ли простить себя за свои же обиды после смерти родителей?

Psychologies
«Муму» И. С. Тургенева – неизвестное об известном «Муму» И. С. Тургенева – неизвестное об известном

Что нового «Муму» может рассказать нам сегодня?

Знание – сила
«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино «Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизни
Теперь можно! Теперь можно!

Устаревшие правила дизайна интерьера, которые давно пора нарушить

Лиза
Как использовать метафорические карты в повседневной жизни Как использовать метафорические карты в повседневной жизни

Как открытки, иллюстрации и фотографии могут помочь разобраться в себе?

Psychologies
Geely Okavango. Минус миллион Geely Okavango. Минус миллион

Geely Okavango, пожалуй, самый любопытный автомобиль в линейке Geely

4x4 Club
Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год Туризм в Йеллоустоуне оказался причиной выброса миллиона тонн углекислого газа в год

65 процентов выбросов CO2 в Йеллоустоуне приходится на авиаперелеты

N+1
Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами Финансовая грамотность: как научиться управлять деньгами

Практические советы по финансовой грамотности от наших героинь

Здоровье
Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах Дюжина лучших автомобилей для высоких людей — в цифрах и фактах

Самые просторные новые модели автомобилей

Maxim
Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров

Быстрая чистка тканевого дивана: пошаговая инструкция

VOICE
Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год Генпрокуратура пришла в суд: кто и почему выбыл из российского списка Forbes за год

За год российский список Forbes покинули восемь миллиардеров. Кто это и почему?

Forbes
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно» Арт-дилер Денис Арцинович: «Продолжать паразитировать на имени Фаберже неправильно»

Денис Арцинович о лаврах Фаберже и выборе между живыми и умершими художниками

СНОБ
Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше

Почему штрафы не смогут уменьшить количество телефонного спама?

Forbes
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении