Искусство слушать и слышать
Представьте себе, что вам нужно написать под диктовку такие строки из стихотворения Елены Щукиной:
Вот сорвал я длинный пру...
И гоню гусей на пру...
Какие согласные должны быть в конце этих слов? Они звучат очень похоже, но одно означает длинную тонкую палку, а другое — маленький водоём. И писать их нужно по-разному. Вопрос только в том, где поставить букву «д», а где «т»?
Слова, одинаково произносящиеся, но различающиеся по написанию и значению, называются омофоны. Слово «омофон» включает в себя два греческих корня: «омо» — «одинаковый» и «фон» — «звук» (последний корень есть в таких словах, как «телефон», «магнитофон», «ксилофон» и т. д.).
Омофоны — ближайшие родственники омографов — слов, которые пишутся одинаково, но произносятся с разным ударением (зáмок — замóк, áтлас — атлáс), и омонимов — слов, у которых совпадают написание и произношение, но различаются значения (среда — день недели, среда обитания).
Вот ещё несколько примеров омофонов:
маг — мак,
грипп — гриб,
спеши — спиши,
посидела — поседела,
отварить — отворить,
луг — лук.
У второго слова из последней пары, как известно, есть омонимы. «Лук» — это и оружие, и огородное растение. Ещё это слово употребляют в значении «внешность, образ», например «модный лук» (в этом случае мы имеем дело также с омофонами, причём из разных языков, потому что слово происходит от английского «look» — взгляд).