Мартин Иванов: Всех своих «Таурусов» я получил за фильмы о Борне
Чем известен автомобильный каскадёр Мартин Иванов? Однажды его чуть не утопил в Чёрном море Джейсон Стэйтем. Он не любит Mercedes, и стойко переносит удары головой о кузов. А каскадёрский «Оскар» в Лос-Анджелесе, вместо него получала его фотография, наклеенная на картонку...
Мартин, большинство наших читателей хоть и знакомы с экстримом, но о жизни каскадёров знают довольно мало. Как бы ты описал человека своей профессии?
Каскадёры, это чаще всего бывшие спортсмены. Например, автомобильные каскадёры – бывшие гонщики. Специалисты по физическим трюкам – акробаты и гимнасты. Есть бывшие борцы, каратисты и так далее.
Одним словом, бывшие?
Да, есть прослойка тех, кто начинает сразу с трюков, но их немного. В любом случае, спортивная подготовка важна. В Англии, например, чтобы вступить в профсоюз каскадёров, нужно сдать сложнейшие экзамены. Неподготовленному человеку их не пройти. Там и гимнастика, и прыжки в воду, и экстремальное вождение, и борьба. Некоторые претенденты годами бьются...
Годами?
Да, потому что к каждой категории надо готовиться. Довольно тяжело даётся, например, плавание. А требования жёсткие: не только проплыть большую дистанцию, но и долго сидеть под водой без акваланга. В целом, чтобы сдать экзамен, нужно собрать пять-шесть категорий. При этом, ты можешь выбрать то, что тебе ближе в профессиональном плане. Например, гимнасту достичь уровня бывшего раллиста почти невозможно, так зачем рисковать?
В Америке такая же система?
Нет, там всё проще. Нужно проработать в массовке не меньше тридцати смен, познакомиться со спецификой съёмочной площадки, потом заплатить вступительный взнос в профсоюз, и можно работать. Американцев способности каскадёра вообще не интересуют. Найдёшь работу – хорошо. Нет – сам виноват.
Тогда почему в Британии так сурово?
В 1980-1990-е годы сдать экзамен в Британский профсоюз было гораздо легче. Сейчас всё усложнили, чтобы отсеять слабых и неподготовленных. Но в результате сегодняшние каскадеры оказались больше заточены под гимнастику – слишком много бывших гимнастов пришло. Возник дефицит автомобильных каскадёров. Их просто нет, потому что претенденты, бывшие гонщики, не могут пройти все тесты, когда им нужно прыгать в воду и всё такое. Мне постановщик трюков жаловался: приходишь на съёмочную площадку, а там одни гимнасты ростом полтора метра. Дублировать никого не могут, ездить за рулём не умеют. Ужас!
Может быть ужесточения связаны с несчастными случаями?
Не думаю. Инциденты на съёмках случаются только если спецэффекты не срабатывают, или какая-то проблема с механизмами, а по вине каскадёра крайне редко.
Ты рассказывал, как Джейсон Стэйтем утопил грузовик, в котором вы сидели, и вы еле спаслись.
Он просто не успел затормозить в нужной точке и грузовик упал в море. Но он же не каскадёр, а актёр. Просто неправильно среагировал.
Такое часто случается?
С актёрами да, бывает. Они забываются, вживаются в роль, чувствуют себя супергероями. И на машине, и на танке – всё умеют! А потом выясняется, что это не так.
Где ещё кроме Британии и США востребованы каскадёры?
В Индию часто приглашают американских постановщиков трюков и платят им неплохие деньги. По слухам, даже наличными. Поэтому многие с удовольствием едут в Болливуд. Мой отец, профессиональный постановщик, много работал с индусами. Он и сейчас должен был быть там, проект со снегоходами вести. Но снег растаял, и всё отменилось. Китайцы тоже постоянно привлекают иностранцев. В Египте полно работы, ведь это один из крупнейших кинорынков с крутыми бюджетами. Постановщики говорят, что есть Голливуд, Болливуд и Египет.
Кому противопоказана эта профессия?
У каскадёра должна быть холодная голова и ясный ум, чтобы понимать, что происходит, и моментально принимать решения. Плюс, не обойтись без образования. Требуются знания как механизмы работают, что может упасть, взорваться. Особенно, если делаешь автомобильные трюки. Здесь важна подготовка машины и ты обязан её полностью контролировать – переделка гидравлики, блокировок и прочее. А черты характера, противоречащие профессии – это самоуверенность, неосторожность и желание рисковать.
Ты однажды забраковал автомобиль, предназначенный для съёмок, заменил двигатель и убирал всю электронику, чтобы трюк получился…
Сейчас тяжело найти новую машину, которая была бы не на электронике. А попробуй с системами ABS, ESP, да ещё и на автомате с электрическим ручником, исполнять какие-то трюки. Ты практически ничего не можешь сделать! Случай, о котором ты говоришь, был с BMW X3. Мощная тачка, но бесполезная – едет как надо только по прямой. В таких случаях я убираю двигатель, трансмиссию и ABS, затем ставлю джиэмовский мотор от «Корвета», плюс самый примитивный автомат и гидравлический ручник. Только так машина превращается в рабочую и на ней можно выполнять трюки.
Много неудачных карьер в каскадёрском бизнесе?