Скачок лягушки и духи инноваций: как вести бизнес в Африке
Из-за санкций комфортный бизнес с западными партнерами закончился. Тем важнее для российского бизнеса стали рынки, где отношение к России за последнее время не изменилось, например, страны Африки. О специфике работы на этом континенте рассказывает управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия) Кирилл Лапин.
Российские власти понимают, что Африка сегодня активно развивается, и проявляют к ней интерес. Об этом говорят хотя бы регулярные визиты официальных лиц в африканские страны. В то же время в российских властных кругах немало устаревших представлений об Африке как об отсталом регионе, пригодном в основном для добычи полезных ископаемых.
Между тем главный ресурс развития Африки — люди. На континенте живет более 1,2 млрд человек, это 16% от мирового населения, а к 2050 году эта доля увеличится до 25%. Потребительские расходы африканцев, составляющие сейчас $2,1 трлн, уже к 2030 году могут дойти до $2,5 трлн.
Иностранным инвесторам важно понимать неоднородность Африки. Границы многих государств были «нарезаны» европейскими колонизаторами, поэтому они не всегда совпадают с этническими границами. Представьте страну, где вместе живут такие непохожие народы, как финны и греки. При этом едва ли не в каждой африканской стране есть уникальное отношение к европейцам, зависящее от колониального прошлого.
То же касается и специфики делового общения. За исключением севера континента, где сильны мусульманские традиции, предпринимательство у африканцев в крови. На африканский менталитет влияют такие факторы, как большая семья с традиционными ценностями, жизнь одним днем одновременно с желанием жить по-европейски и большое стремление выделяться в обществе. Это буквально выталкивает из семьи пассионариев, которые стараются ухватиться за любую возможность заработать деньги.
Преимущества отсталости
В африканском бизнесе отлично работает так называемый «скачок лягушки». Это означает, что при внедрении новых продуктов вы можете перепрыгнуть как минимум один технологический уровень. Например, мобильная связь — во многих деревнях не было и до сих пор нет проводной телефонии. И сейчас нет нужды ее строить, так как выгоднее сразу возводить сотовые вышки. Похожий вопрос с банковским сектором — во многих странах недостаточно банковских филиалов и банкоматов из-за низкой маржинальности, есть проблемы с постоянным пополнением банкоматов деньгами. Поэтому в этих странах популярнасистема мобильных платежей — она появилась даже раньше, чем в Европе или России. Возможность перевода деньги через СМС доступна владельцу самого простого сотового телефона в самой бедной стране.
Урбанизация стимулирует быстрое развитие экономики. Во многих товарных сегментах существует дефицит, и ситуацию можно сравнить с Россией 90-х, когда в страну хлынул поток дешевых товаров. Впрочем, в Африке основные сложности не с товарным обеспечением, а с транспортной инфраструктурой и сервисами. Инвесторам стоит учитывать это в своих планах.
Как и в российские 90-е, в африканских странах невероятно трудно делать бизнес. И при переговорах с африканским предпринимателем вы должны понимать, что разговариваете с человеком, который прошел непростой жизненный путь, скорее всего, более трудный, чем у его российского коллеги. Ведь в России не было нужды в базовых ресурсах вроде воды или электричества. Неудивительно, что африканские бизнесмены гордятся своими стартапами. Они сами выросли в деревне без благ цивилизации, а теперь сидят в офисе с климат-контролем, у них 200 сотрудников и они поставляют свою продукцию в другие страны.