История десерта

Наука и жизньКулинария

Блистательное завершение праздничной еды

Кандидат фармацевтических наук Игорь Сокольский

Ян Давидс де Хем. Десерт. 1640 год. Лувр, Париж.

Но вот гости с шумом отодвигают стулья и направляются в гостиную, где уже готов десерт: мочёные яблоки, финики, изюм, смоква, разнообразное варенье и проч. М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина

Новогоднюю праздничную трапезу, как и любую другую в домах с достатком, издавна полагалось у нас начинать разнообразными закусками. Ими угощались, как писал в своё время в повести «Жрецы» Константин Михайлович Станюкович, «по московскому обыкновению, долго и основательно». В конце XVIII века в России появился обычай заканчивать праздничное домашнее угощение десертом.

Традиция подавать сладости в завершение трапезы возникла в 30-х годах XVIII века в Италии. Там любые кулинарные изделия с большим содержанием сахара: конфеты, напитки (шоколад, какао), мороженое и многие, многие другие вкусности — называли «dolci». Рождённая в Италии практика заканчивать еду сладким быстро распространилась по европейским странам. В первую очередь эту идею подхватили французские кулинары. Их блюда, подаваемые в конце еды, став ещё более разнообразными за счёт фруктов и орехов, сладких вин и ликёров, превратились в умопомрачительные произведения кондитерского искусства. И там же, во Франции, на свет появилось название «dessert». Если заглянуть на страницы словаря французского языка (Larousse Dictionnaire de Français), то про dessert можно прочитать, что это: 1. Последняя часть еды. 2. Сладкие блюда, из которых десерт состоит. 3. Что-то, происходящее в конце чего-либо, как дополнение, приятное или нет.

По поводу того, что считали десертом в России, существовали разные мнения. Авторитетный словарь Брокгауза и Ефрона утверждал: «Десерт — слово, взятое из французского языка, на котором dessert означает все те яства и питья, которые подаются за обедом после последнего, обычно сладкого кушанья».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля относительно десерта сказано, что это «плоды и сласти, подаваемые после трапезы; заедки». Не правда ли, примечательно видеть рядом с иноземным названием это русское словцо! Традиция подавать к чайному столу «заедки» (см. «Наука и жизнь» № 12, 2015 г.) существовала давно и настолько укоренилась в русском обществе, что ими угощали повсеместно. А поскольку в России чай часто венчал любую трапезу, то подаваемые к нему «заедки» постепенно стали называть новомодным словом «десерт». Кстати сказать, французские кондитеры, наводнившие Россию по-сле Отечественной войны 1812 года, разделились во мнении, чем здесь следует заканчивать трапезу: одни считали, что это должны быть конфеты, пирожные, торты и мороженое, другие настаивали на разнообразных фруктах…

Старинные французские десерты. Иллюстрация из книги Изабеллы Битон «Ведение домашнего хозяйства». 1861 год.

Какое из мнений возобладало, нам доподлинно неизвестно. Да это и не важно — десерт он и есть десерт! Вот лишь один нюанс: «десертом», вне зависимости от времени подачи, стали называть в России и наборы сладких лакомств, которые брали на пикники, вошедшие в моду и в помещичьих, и в чиновных семьях. Таким, например, десерт возникает в представлении Ильи Ильича Обломова об идеальной жизни: «Потом, как свалит жара, отправили бы телегу с самоваром, с десертом в берёзовую рощу, а не то так в поле, на скошенную траву, разостлали бы между стогами ковры и так блаженствовали бы вплоть до окрошки и бифштекса».

Как же многочисленны и красочны упоминания десерта в произведениях русских классиков! Приведу, однако, лишь одно. Зато какое! У Льва Николаевича Толстого в романе «Война и мир» блюда и десерты, подаваемые в доме графа Ростова на званом обеде, оказались достойны того, чтобы «гувернёр-немец старался запомнить все роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию…». Надо ли напоминать читателю, что Германия — не в такой мере, конечно, как Италия да Франция, но тоже — эталонная кулинарная страна.

Отечественные литераторы не избежали соблазна использовать слово «десерт» и в качестве метафоры. Так, Николай Эдуардович Гейнце, прозаик и адвокат, автор популярных когда-то многочисленных исторических романов, писал в одном из них (роман «Князь Тавриды», 1895 год) о своеобразном отношении к женщинам светлейшего князя Г. А. Потёмкина. Оставаясь холостяком до самой кончины, Григорий Александрович предпочитал заводить кратковременные связи: «Других, кроме, если можно так выразиться, вкусовых отношений у него не было к представительницам прекрасного пола. Он глядел на них как на одну из сладких приправ на жизненном пиру, как на десерт после хорошего обеда».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заповедные новости Заповедные новости

Котята леопарда в фотоловушке, прирост зубров и другие новости заповедников

Наука и жизнь
Как сэкономить на приёме платежей? Инструкция для бизнеса Как сэкономить на приёме платежей? Инструкция для бизнеса

Рассказываем, чем сервис СБП выгоден бизнесу и как им воспользоваться

Inc.
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Вечная история о насилии и отчуждении: «Заводному апельсину» — 50 лет. Вспоминаем великий фильм Стэнли Кубрика Вечная история о насилии и отчуждении: «Заводному апельсину» — 50 лет. Вспоминаем великий фильм Стэнли Кубрика

Как Кубрику удалось снять один из лучших фильмов об изоляции и бунте?

Esquire
Книги Книги

Как количество преступлений связано с устройством города?

Правила жизни
Ихтиозавры достигли размеров современных китов всего за два с половиной миллиона лет Ихтиозавры достигли размеров современных китов всего за два с половиной миллиона лет

Сколько лет потребовалось ихтиозаврам, чтобы превратить в гигантов?

N+1
Скифы-земледельцы похоронили умерших в бескурганных могилах Скифы-земледельцы похоронили умерших в бескурганных могилах

Археолог исследовал Ксизовский могильник, расположенный в Липецкой области

N+1
Почему дергается глаз и что с этим делать? Почему дергается глаз и что с этим делать?

Как избавиться от нервного тика глаз и когда пора бить тревогу?

РБК
В каких продуктах содержится магний В каких продуктах содержится магний

Почему благодаря магнию сердце ритмично бьется, а организм противостоит болезням

РБК
«Хочу выиграть в лотерею»: как загадывать желания, чтобы они сбывались «Хочу выиграть в лотерею»: как загадывать желания, чтобы они сбывались

Ритуал загадывания желаний в новогоднюю ночь имеет почти мистическую силу

Cosmopolitan
Фильмы о разрушительной силе искусства Фильмы о разрушительной силе искусства

Страшно красивые истории

GQ
Разгадка обратной стороны Луны Разгадка обратной стороны Луны

Факты об обратной стороне Луны, вид которой долгое время был загадкой для ученых

Популярная механика
Как почистить стиральную машину от грязи и накипи: подробная инструкция Как почистить стиральную машину от грязи и накипи: подробная инструкция

Как почистить фильтр, ТЭН, манжету и кассетный приемник стиральных средств

CHIP
Как вы справляетесь с аэрофобией? Как вы справляетесь с аэрофобией?

Лев Рубинштейн об аэрофобии и способах ее преодоления

GQ
«Нету милфы сексапильней». Почему герой новой маскулинности Оксимирон остается сексистом «Нету милфы сексапильней». Почему герой новой маскулинности Оксимирон остается сексистом

Новый альбом Оксимирона порадовал фанатов и снова спровоцировал волну дискуссий

СНОБ
Австралийский физик уточнил понятие нейтринного пола в физике темной материи Австралийский физик уточнил понятие нейтринного пола в физике темной материи

Высота этого пола иногда на порядок отличается от используемого ранее

N+1
15 неочевидных знаков природы, что грядет жуть 15 неочевидных знаков природы, что грядет жуть

Иногда небо, животные, море изо всех сил намекают тебе, что надо спасаться

Maxim
Почему вам кажется, что все вокруг богаче, успешнее и привлекательнее Почему вам кажется, что все вокруг богаче, успешнее и привлекательнее

Не кажется ли вам порой, что люди в вашем окружении намного благополучнее вас?

GQ
Чистый вкус Чистый вкус

Минимализм показывает вкус продукта как свидетельство его высокого качества

Bones
«Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое «Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое

Разбираем новый релиз Oxxxymiron, который, кажется, пытается угодить всем

GQ
Психолог, клининг и кино: эксперты назвали самые популярные траты россиян в интернете Психолог, клининг и кино: эксперты назвали самые популярные траты россиян в интернете

Россиян резко увеличили количество онлайн-покупок услуг

Forbes
90 м² 90 м²

Ирина Граве сделала для себя фактурный интерьер и наполнила его искусством

AD
Невиновный отсидел 16 лет за изнасилование, и «жертва» извинилась — вся история Невиновный отсидел 16 лет за изнасилование, и «жертва» извинилась — вся история

История Энтони Бродуотера — яркий пример ошибок судебного процесса

Cosmopolitan
Археологи нашли на Урале погребение шаманки со связанными ногами Археологи нашли на Урале погребение шаманки со связанными ногами

Памятник относится ко второй половине IV века до нашей эры

N+1
Не заводится автомобиль: причины, их симптомы и решения Не заводится автомобиль: причины, их симптомы и решения

Что надо знать автомобилистам о причинах отказа запуска двигателя

РБК
Что такое гиалуроновая кислота и как она работает Что такое гиалуроновая кислота и как она работает

Гиалуроновая кислота: как с ее помощью сделать кожу красивее и здоровее?

РБК
Жизнь в стиле эко Жизнь в стиле эко

5 шагов, которые помогут прийти к более осознанному потреблению

Playboy
Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте Константин Хабенский – о «Чемпионе мира», театре и возрасте

Константин Хабенский о «Чемпионе мира», шахматах и неудачных проектах

GQ
Жилой мэтр Жилой мэтр

Мельников и Ле Корбюзье: что было общего и разного у именитых архитекторов?

Seasons of life
Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены. Интервью с композиторами Олегом Крохалевым и Александрой Филоненко Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены. Интервью с композиторами Олегом Крохалевым и Александрой Филоненко

Русские композиторы: о Второй мировой и неуверенной в себе музыке

СНОБ
Открыть в приложении