Попытка понять современное искусство

Men TodayКультура

Любить нельзя купить

Попытка понять современное искусство

Текст: Марина Патрашилина

The Red Dragon Incident, Олег Даутов, TEO by Cosmoscow

Что делает искусство современным?

Прогуливаясь по Болотной набережной мимо “ГЭС-2”, мы с приятелем вспомнили, какие страсти кипели на просторах интернета вокруг огромной скульптуры “Большая глина №4” Урса Фишера. Люди тогда разделились на два лагеря: одни кричали “зачем портить набережную”, вторые — “наконец-то в Москве появился приличный паблик-арт”. Мой друг занял позицию скептика и был непреклонен: “Что это за фигня? Кто это вообще сюда поставил? Это похоже на большую кучу… сама знаешь чего!”

В этом споре нет ни победителей, ни проигравших. Правы все, но каждый по-своему. Просто мы попали в “бермудский треугольник”: “художник — зритель — произведение искусства”, где творец обладает талантом создавать искусство с четко выраженной идеей, а аудитория учится слышать его. Это требует не только анализа, но и серьезного опыта, позволяющего понять контекст и подоплеку любого произведения.

Чтобы говорить о современном искусстве как явлении, необходимо углубиться в историю и найти точки, ставшие катализатором происходящего в мире прекрасного сегодня.

Франческо Бонами (тот, кто выступил куратором и поставил скульптуру “Большая глина №4” Урса Фишера около “ГЭС-2”), одна из самых влиятельных персон в мире арта, в своей книге “Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство” пишет: “Современное искусство не должно непременно вам нравиться; я прост о хочу уговорить вас его попробовать. И для начала приведу слова неоново й надписи, красующейся на фасаде одного из музеев: “Аll Art Has Been Contemporary” (“Любое искусство было современным”). Не представляя большой художественной ценности, эта надпись тем не менее содержит значительную долю истины, показывая, помимо всего прочего, что даже неважный художник способен помочь нам понять мир, в котором мы живем”. Речь идет о неоновой инсталляци и итальянца Маурицио Наннуччи (1939), которая представлена в бостонском Музее изящных искусств (США).

Бонами хочет сказать, что и в прошлом новое искусство тоже мало кто принимал. То, что сегодня считается шедеврами импрессионизма, кубизма, сюрреализма и прочих измов, еще в начале прошлого века было неприемлемо.

Модернистов во Франции того времени называли современными художниками, и публика их совсем не одобряла. Жестко реагировали критики и на творчество импрессионистов: насмешки сыпались на картины со всех сторон. Работы Клода Моне называли “обоями”, а картина “В кафе” Эдгара Дега на лондонском аукционе Christie's в 1889 году вызвала у коллекционеров лишь растерянность и гнев. “Покупатели, увидев столь новаторское и “неанглийское” полотно, освистали его, и в итоге шедевр был продан за какие-то жалкие сто восемьдесят гиней”, пишет Хук Филип в своей книге “Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я”.

Неизвестно, что было бы с импрессионистами, если бы не француз Поль Дюран — первый арт-дилер, заинтересовавшийся новым течением и в 1887 году отправивший более 100 работ в Нью-Йорк. Эта выставка стала коммерческим толчком и изменила отношение к современному искусству тех лет. “Без Дюрана мы бы не выжили, мы бы умерли с голоду. Мы обязаны ему всем. Критика смешивала нас с грязью, но ему доставалось больше нашего”, — вспоминал о торговце в 1920 году Моне.

Теоретики истории искусства считают, что все новые идеи, давшие толчок к появлению современных течений у художников, сформировались в период с 1907 по 1917 год. Отправной точкой стала работа Пабло Пикассо “Авиньонские девицы” (1907), благодаря которой художника признал и отцом-основателем кубизма. Надо ли говорить, что картину современники не приняли, и она нигде не выставлялась вплоть до 1916 года. И все же своим появлением этот шедевр запустил процессы, которые раз и навсегда изменили взгляд на классическую живопись. Матисс, друг и соперник Пикассо, назвал ее пародией, и, собственно, из его критического высказывания “…презирает форму, и все вещи — города, дома, фигуры — сводит к геометрическим схемам и кубам” родился сам термин “кубизм”.

В 1913 году в том же Нью-Йорке открывается еще одна выставка, где уже были представлены полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марселя Дюшана и скульптуры Бранкузи. Всего выставлялась тысяч триста картин, и лишь одна треть из них приехал а из Европы. На фоне прогрессивных работ художников Старого Света их американские коллеги выглядели старомодно, и это вызвало бурные дискуссии у публики. Camera Work, легендарный журнал фотографа Альфреда Стиглица, писал: “Выставка с новым искусством из Европы обрушилась на нас точно бомба”. Реакцией толпы стало возмущение, непонимание, смех — людские массы текли на выставку, чтобы составить о ней собственное впечатление. Особенно сильно всех раздражали работы Матисса. Среди американской публики он считался наибольшим простачком. Однако нашлись и те, кто покупал и изучал современное искусство.

“Фонтан”, Марсель Дюшан

Мир менялся на глазах. Несмотря на то, что картина Марселя Дюшана “Обнаженная, спускающаяся по лестнице” была продана на Арсенальной выставке и в целом он имел успех как художник, самого автора живопись интересовала меньше всего. “Можно ли, — спрашивает он себя, — создавать работы, которые не были бы произведениями искусства?” А потом, осенью, в его новой квартире на улице Сен-Ипполит в Париже вдруг появляется переднее колесо велосипеда, которое он прикручивает к обычной табуретке. Марсель Дюшан рассказывает об этом совершенно буднично: “Мне просто хотелось, чтобы это было у меня в комнате, как бывает у человека камин или карандашная точилка, разве что только никакой пользы от этого предмета нет. Это приятное устройство, приятное в силу движения, которое оно производило”. Вращение колеса доставляло автору удовольствие, но его творение повернуло и всю историю со временной культуры. “Пока в Париже, Берлине и Москве художники всё ещё спорят о том, по какому пути должно идти искусство — кубизм, реализм, экспрессионизм или абстракционизм, — молодой Дюшан просто ставит на кухне велосипедное колесо и создает тем самым первый реди-мейд (течение авангардного искусства, в котором объекты, изначально созданные не с художественными целями, помещаются в новый, неожиданный контекст. — МТ). Самая ненавязчивая смена парадигмы в истории искусств”, — рассказывает Флориан Иллиес в своей книге “Лето целого века”.

В том же 1913 году в Санкт-Петербурге в театре “Луна-парк” прошла премьера футуристической оперы “Победа над солнцем”, эскизы костюмов и декорации к которой создает Казимир Малевич. На занавесе он нарисовал черный квадрат. Два года спустя уже в Петрограде на выставке “0,10” Малевич представляет тридцать пять новых работ, манифест супрематистов, и свое неслыханное произведение “Черный квадрат на белом фоне”. Картина — сплошь провокация и откровение. Этот квадрат, по словам самого Малевича, символизирует “нулевую форму”, эксперимент с абсолютно беспредметным и чистым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лишь секса тень Лишь секса тень

В каком возрасте больше секса?

Men Today
Приправы и специи Приправы и специи

Специи и приправы не только согревают, но и обладают уникальными свойствами

Здоровье
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
Уродливая Вселенная Уродливая Вселенная

Как концепция «прекрасного мироздания» вредит науке

Вокруг света
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей «Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей

Кинокритик рассказывает про сериал о пожилом сыщике и его неожиданной помощнице

Forbes
Взвесить свинью неинвазивно Взвесить свинью неинвазивно

Цифровая трансформация и диверсификация положительно влияет на агрохолдинги

Монокль
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Какие ещё небесные тела оказались в далёком поясе Койпера?

Наука и жизнь
Зачем жить, если жизнь — боль? Письмо тому, кто отчаялся Зачем жить, если жизнь — боль? Письмо тому, кто отчаялся

Что делать, если кажется, что жить уже невозможно?

Psychologies
«На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени «На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени

О романе «На маяк» английской писательницы Вирджинии Вулф

СНОБ
Лимеренция живет три года: когда влюбленность становится опасной Лимеренция живет три года: когда влюбленность становится опасной

Как проявляется любовная обсессия и можно ли избавиться от фиксации?

Psychologies
Сельское хозяйство ускоряет жизнь целых экосистем Сельское хозяйство ускоряет жизнь целых экосистем

Как сельскохозяйственные угодья влияют на сообщества организмов?

ТехИнсайдер
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
Наталья Метелица Наталья Метелица

Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ru
Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства Акупунктура облегчила симптомы посттравматического стрессового расстройства

Исследование: иглоукалывание помогает облегчить симптомы ПТСР

N+1
Все тексты только о любви: 7 книг и взглядов на тему Все тексты только о любви: 7 книг и взглядов на тему

Рассматривает любовь в литературе через призму веков и подходов

РБК
Алексей Левинсон — Forbes: «Нет гражданского общества, но гражданские чувства есть» Алексей Левинсон — Forbes: «Нет гражданского общества, но гражданские чувства есть»

Резонансные события позволили россиянам проявить свои гражданские чувства

Forbes
Технологический расчет: почему ИИ и электромобили пока не спасают экономику Китая Технологический расчет: почему ИИ и электромобили пока не спасают экономику Китая

Экономика Китая выросла на 5,2 %. По высоким китайским стандартам рост слабый

Forbes
Почему так мало архитектуры Почему так мало архитектуры

Почему российская архитектура стала очень рациональной, нейтральной и однотипной

Монокль
Чем закусывать напитки из «Москвы — Петушков»: советы сомелье Чем закусывать напитки из «Москвы — Петушков»: советы сомелье

Гастрономические пары к напиткам из поэмы Венедикта Ерофеева

СНОБ
Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
Око за оком Око за оком

Ослепление противников практиковалось с древнейших времён

Дилетант
Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра

Как распределять свои ресурсы и перестать жить вполсилы

Forbes
Прочитаны первые страницы рукописи, сгоревшей в Геркулануме во время извержения Везувия 2000 лет назад Прочитаны первые страницы рукописи, сгоревшей в Геркулануме во время извержения Везувия 2000 лет назад

Ученые смогли изучить рукопись из древнего свитка Геркуланума с помощью ИИ

ТехИнсайдер
18+: 5 самых интересных эротических романов последних лет 18+: 5 самых интересных эротических романов последних лет

Подборка книг, авторы которых не боятся писать об интригующих сторонах отношений

Maxim
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Шлумбергеры встречаются там во влажных горных лесах на высоте до 2800 м

Наука и жизнь
Как набрать мышечную массу: научный подход к идеальному телу Как набрать мышечную массу: научный подход к идеальному телу

Секрет подтянутого, рельефного тела заключается не только в тренировках

ТехИнсайдер
«Готов ли я умереть за нее?»: Брэдли Купер признался, что сомневался в любви к дочери «Готов ли я умереть за нее?»: Брэдли Купер признался, что сомневался в любви к дочери

Любовь родителей, как оказывается, приходит не сразу — история Брэдли Купера

Psychologies
Кожа, в которой я пишу Кожа, в которой я пишу

«Американское чтиво»: умная сатира на политкорректность

Weekend
Белка в доме: как ухаживать за грызуном Белка в доме: как ухаживать за грызуном

Стоит ли заводить белку в качестве домашнего животного?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении