ТВС-2ДТС. Композитный кукурузник, который не смог
С 1947 года главной рабочей лошадкой малой и сельскохозяйственной авиации в СССР и на постсоветском пространстве является легендарный Ан-2. Нетребовательный в эксплуатации, максимально простой лайнер взял на себя множество ролей и уже 77 лет с успехом их выполняет. Вместе с тем каждое новое десятилетие приносит свои задачи и особенности, и легендарный воздушный труженик становится все менее актуальным.
Было представлено множество самолетов на смену «Аннушке», но ни один из них пока так и не смог стать на практике полноценной заменой Ан-2. Один из самых громких проектов – цельнокомпозитный ТВС-2ДТС от новосибирского СибНИА. Про необычный лайнер много писали в различных СМИ, на проект возлагали большие надежды. Однако в 2019 году был сделан выбор в пользу другого проекта – ЛМС-901 от Уральского завода гражданской авиации. О несостоявшейся рабочей лошадке малой авиации в России сегодня и пойдет речь.
Предыстория создания
Изучая историю всевозможных попыток заменить Ан-2, несложно заметить, что СибНИА питает особые чувства к легендарной «Аннушке»: специалистами института создан целый ряд проектов модернизации существующих Ан-2, также разработан и активно продвигался ТВС-2ДТС для замены антоновского самолета. Причина такого отношения кроется, конечно, в истории.
Ан-2, созданный в 1946–1947 годах, стал первым проектом нового ОКБ-153, расположенного в Новосибирске и возглавляемого Олегом Константиновичем Антоновым. Именно с этого самолета началась легендарная история лайнеров фирмы Ан. В те же годы Антонов возглавлял государственный союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации, ныне СибНИА. Специалисты данного НИИ приняли активное участие в разработке самолета, позже ставшего визитной карточкой всей малой авиации СССР. Спустя десятилетия специалисты СибНИА приложили немало сил теперь уже для создания самолета на замену Ан-2, отдавая таким образом дань истории.
Все выше, и выше, и выше
Сложно сказать, было ли так изначально задумано, но создание замены «Аннушки» велось поэтапно. С 2010 года шла разработка ремоторизированной версии Ан-2, ее итогом стал полет в 2011 году лайнера ТВС2МС, оснащенного турбовинтовым двигателем Honeywell ТРЕ-331-12. Новая силовая установка, а также проведенные доработки позволили улучшить на 15–20% летно-технические характеристики, увечить дальность в 1,6 раза, снизить стоимость летного часа примерно на 20 тыс. рублей.