Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

В декабрьском номере журнала за 2024 год мы рассказывали о рекордном перелете на мотопараплане из Санкт-Петербурга во Владивосток, состоявшемся в 2020 году. Участники пересекли всю нашу огромную страну с запада на восток, и, как, возможно, помнят читатели, красивейшим местом, что довелось увидеть, признали озеро Байкал. Не то чтобы это было неожиданно, все мы с детства наслышаны о байкальских красотах. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так, во время Перелета–2020, родилась идея «Байкальской кругосветки» – воздушного путешествия по замкнутому маршруту вокруг знаменитого озера.
Задача гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Байкал расположен в местности с крайне непростым рельефом. Даже местные энтузиасты сверхлегкой авиации освоили лишь небольшую часть прилегающей к нему территории. Здесь почти нет мест, удобных для взлета и посадки, и мало где проложены дороги, по которым могли бы пройти машины сопровождения. Скалистые берега уходят в воду отвесными обрывами или крутыми склонами, а местами изрезаны глубокими ущельями. Из ущелий, между прочим, дуют страшные сквозняки, создающие большие трудности для сверхлегких летательных аппаратов, но главное: ровной твердой горизонтальной поверхности на берегах почти не найти.

Проблема, однако, решаемая, потому что ровная горизонтальная поверхность в непосредственной близости от береговой линии по всему маршруту все-таки есть, и это – поверхность самого Байкала. Надо только выбрать время, когда поверхность будет еще и твердой. Это тоже не так просто, как кажется. На протяжении почти всей зимы лед на Байкале нестабильный, и в прочный ледяной панцирь толщиной более 10 см озеро одевается только в марте. Правда, в это время здесь случаются обильные снегопады, ураганные ветры и двадцатиградусные морозы, но людей из подмосковного аэроклуба «Игра с гравитацией» подобные «мелочи» не останавливают.
Конечно, байкальский лед тоже не всегда идеальная взлетно-посадочная площадка. Хорошо, если есть большой ровный участок, покрытый снегом, но бывает и лед, лишенный снежного покрова, слишком скользкий для удобного взлета, и громоздящиеся на 100–300 м от берега торосовые поля, и мешающие движению трещины. И все же для тех, кто решился облететь озеро по периметру, это единственный вариант.
«Байкальская кругосветка» состоялась в 2023 году и была приурочена к 100-летию создания первого ранцевого парашюта Глебом Евгеньевичем Котельниковым. Во время Перелета–2020 Байкал зацепили лишь по краешку, с юга. От Иркутска летели до поселка Култук, оттуда на Слюдянку, потом была стоянка близ Байкальска, а дальше путь лежал к Улан-Удэ. Теперь Култук стал отправной и завершающей точкой маршрута. Общая его протяженность равнялась примерно 1500 км. Не так уж много для наших парапланеристов, если не принимать во внимание сложнейшие погодные условия.
Для подготовки экспедиции была проделана огромная работа. Прежде всего нужно было собрать сведения о местности и особенностях погоды, обобщить опыт тех, кто знаком с Байкалом не понаслышке. Местные парапланеристы сообщили много полезного, но никто из них не предпринимал столь масштабного путешествия, и многие отнеслись к затее скептически, хотя, конечно, были рады помочь.
Всю зиму тренировались в родном Турове, и тут природа со своей стороны постаралась, чтобы участники экспедиции подготовились как следует. Сначала выпало много снега, потом он весь растаял, потом замерз, и летное поле превратилось в сплошной каток, так что условия тренировок были максимально приближены к боевым.
Одной из задач экспедиции стало испытание новых мотопарапланов TitanGoods: модель GTS с S рогами и GT с верхним мягким подцепом. Также в путешествие по периметру Байкала отправился паралет «СКАТ-2» компании «ПАРААВИС» с двигателем РМЗ550 (двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения).

Очень важно было решить вопрос сопровождающего транспорта, ведь планировались стоянки в труднодоступных далеких от цивилизации местах, где зимой не заночуешь без хорошего походного снаряжения. Тут местные могли поделиться опытом. В конце зимы по льду Байкала прокладывают туристические автомобильные маршруты, хотя их нельзя назвать простыми и полностью безопасными. На одной машине такими маршрутами не ездят. Обязательно должна быть вторая для подстраховки. Легко можно поломаться или застрять где-нибудь в торосах.