Тайны фиванских гробниц
Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты и символику древнеегипетского инобытия

Древний Египет ассоциируется с мумиями, гробницами и культом умерших. И этому есть объяснение. Некрополи, располагавшиеся в пустыне и скалах на западном берегу Нила, сохранились гораздо лучше поглощенных современной застройкой древних городов и поселений. Кроме того, египтяне никогда не жалели ни сил, ни средств, возводя «дома вечности» и наполняя их всем необходимым. Смерть воспринималась египтянами лишь как переход в качественно иное состояние, и главной их заботой и конечной целью было достичь вечной жизни, бессмертия. Но к чему именно готовились люди, которым были по карману строительство собственной усыпальницы и дорогостоящая мумификация? Сохранившиеся тексты и изображения в гробницах египетской элиты во многом позволяют понять представления этих людей об инобытии и способах его обретения.
Граница двух миров
Самые известные и большие некрополи располагаются в Гизе, Саккаре и на западном берегу Нила напротив Луксора, там, где когда-то были столицы Египта на пике его могущества – Мемфис и Фивы. Но если в Гизе и Саккаре захоронения знати и состоятельных египтян соседствуют с пирамидами царей, то в Луксоре картина иная. Здесь усыпальницы подданных расположены в стороне от некрополей членов царской семьи. Склоны гор на берегу Нила напоминают пчелиные соты, скалы буквально испещрены входами в гробницы. Это – гигантский фиванский город мертвых. Большинство этих гробниц относится к эпохе Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.) – одной из самых блестящих в древнеегипетской истории.
Строго говоря, понятие «гробница» условно: обычно имеется в виду целый архитектурный комплекс. Пространственно и символически он, как правило, делится на два уровня: на часть, предназначенную для посещения живыми, и недоступную им подземную зону, где находится само погребение. Таким образом, гробница одновременно служила святилищем, в котором отправлялся заупокойный культ, и местом, где проходила граница земного и потустороннего мира. Архитектура, планировка и декор египетских частных гробниц (то есть принадлежавших знати, а не фараону и его семье) определялись религиозными представлениями и менялись от эпохи к эпохе.
Строение гробницы
Типичная фиванская гробница второй половины II века до н. э. обычно состояла из заметной издалека надстройки, открытого внешнего двора и внутренних помещений, высеченных в скале.
План верхнего уровня гробницы, образованного продольной и поперечной галереями или залами, напоминал перевернутую букву Т. Продольная галерея была ориентирована (иногда только символически) на запад – сторону умерших – и служила вектором движения в иной мир. Завершалась такая галерея нишей со скульптурными группами, чаще всего изображавшими сидящего умершего с женой.
На нижнем уровне в глубине скалы находилось само погребение. В комплексах первой половины Нового царства в камеру саркофага вела отвесная шахта, позднее – извилистый наклонный ход. Эти потаенные помещения гробниц, как правило, не декорировались и запечатывались сразу же после погребения человека.
Больше всего информации о представлениях египтян об инобытии дают изображения и тексты на стенах верхней, общедоступной части: в открытом дворе и внутренних галереях. Продольную галерею частной гробницы украшали сюжетами, главным образом связанными с религиозной тематикой, а поперечную – сценами из земной жизни владельца гробницы.