Гибридный интеллект
В социальных науках происходит тихая революция. Раньше исследователь часами вручную кодировал интервью и строил теории, руководствуясь собственной интуицией. А сегодня социолог работает в тандеме с алгоритмами, создавая то, что мы называем «гибридными исследовательскими коллективами». Это не замена человека машиной, а формирование нового типа исследовательской практики, где человеческая экспертиза усиливается вычислительными возможностями.
Традиционно социологические исследования строились на двух китах: количественном анализе с его статистической строгостью и качественном подходе с глубинными интервью и наблюдениями. Эти миры почти не пересекались – у каждого из них были свои методология и философия познания. А сегодня граница между ними размывается.
Раньше для изучения, например, сотни часов глубинных интервью о пандемийном опыте социологу пришлось бы месяцами читать текстовые расшифровки, усердно выделяя в них интересные темы. Нынешние же технологии превращают каждое высказывание в точку в многомерном пространстве смыслов. Инструменты ИИ позволяют переводить человеческую речь в векторные пространства – тексты буквально становятся ландшафтами, где можно измерить расстояние между смыслами и увидеть скрытые связи между явлениями. Создаваемая «карта смыслов», где расстояния между точками говорят о культурной близости или удаленности концептов в сознании людей, выявляет геометрию человеческого опыта.

заместитель декана
философско-
социологического факультета
Института общественных наук
РАНХиГС
(Президентская академия)
Когда тексты превращаются в векторы, а смыслы – в геометрические объекты, внезапно возникает возможность измерять семантическое расстояние между разными концептами и даже между мирами разных социальных групп. Внезапно происходит настоящая магия, и открываются новые возможности для понимания социальной реальности. Алгоритмы «видят» то, что человеческий глаз может пропустить, – тончайшие семантические переклички, эмоциональные созвучия, структурные подобия в способах говорения о разных аспектах жизни. В результате выясняется, что фразы о домашнем обучении детей во время пандемии соседствуют с рассказами о профессиональном выгорании, хотя на первый взгляд связь неочевидна. Или то, что представители противоположных политических лагерей не просто по-разному интерпретируют реальность – они живут в параллельных семантических вселенных, которые почти не имеют точек соприкосновения.