«Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах
В издательстве «Альпина.Проза» выходит сборник «Забытая Тэффи. О «Титанике», кометах, гадалках, весне и конце света». Forbes Woman публикует фельетон, написанный Надеждой Тэффи под впечатлением от скандального «Дела Бейлиса» (еврея, обвиненного в ритуальном убийстве), судебные заседания по которому шли в 1913 году
Председатель кашлянул, поправил очки и, обернувшись ко мне, спросил спокойно и строго:
— Признаете ли вы себя виновной в том, что в году по Рождестве Христовом ведьма Луиза Донне причинила много вреда населению деревни Вильера: вызывала неоднократно засуху или сильный ливень, уничтожавший поля, насылала сыпные болезни, исцеляла недуги при помощи дьявола и в обществе сего последнего предавалась греховным развлечениям?
Я обдумала все. Переспросила робко:
— По Рождестве Христовом?
— По.
Ответила искренно:
— Нет, не признаю.
Стало тихо. Только в публике кто-то крякнул от досады.
— Вызовите свидетельницу Запойкину.
Привели Запойкину. Она подковыляла к самому столу, так что судебный пристав оттянул ее назад за юбку. Запойкина прикрыла глаза ладонью щитком, как от солнца, уставилась на члена суда, сидящего направо от председателя, и зашамкала:
— Узнаю… узнаю. Ен самый и есть, который преступник…
Чтобы дать ей время оправиться, объявили перерыв. После перерыва она предстала уже оправившаяся, с большим синяком под правым глазом, и сказала:
— Я по этому делу все знаю. Был у нас в деревне Митрий — так он умел окунем кричать. Вот тебе и все. А ел и пил, как и мы с тобой. Вот тебе и все.
— А ведьмы у вас в деревне были? — спросил прокурор.
— Были, кормилец, были. У нас в деревне все, почитай, ведьмы. Алена Панкова — ведьма, Мишкина — ведьма, Федосья — ведьма, я — ведьма, Матрена — ведь…
Сделали перерыв, чтобы дать ей оправиться.
Оправившись, она сказала, что эти ведьмы — две Матрены, а не она.