Виктор Гуминский достает с полки «Путешествие в Арзрум»...

Знание – силаИстория

«Никогда еще не видал я чужой земли…»

Беседу вела Наталья Рожкова

В феврале нынешнего года доктор филологических наук, действительный член Тургеневского Общества Германии и Императорского Православного Палестинского общества, член Гоголевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН, главный научный сотрудник Отдела русской классической литературы, научно-исследовательского центра «Русская литература и христианская традиция» Института мировой литературы, кавалер Пушкинской медали Виктор Мирославович Гуминский отметил юбилей – 75 лет.

В далеком 1972 году он опубликовал свою первую работу в журнале «В мире книг», широко известны его топология «Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века» (1977), монографии «Пенаты. Уроки русской классической литературы» (1985), «Открытие мира, или Путешествия и странники» (1987). В подарок от автора я получила его фундаментальный труд «Русская литература путешествий в мировом историко-культурном контексте» (2017). Этот великолепный том, насчитывающий более 600 страниц, предваряет утверждение, которое вводит читателя в необыкновенный мир травеологов: «Любое путешествие – это преодоление преград, границ, но уже не столько внешних, природных, государственных, таможенных (хотя и их тоже), сколько субъективных, находящихся внутри самого путешественника, своего мира, с которым он отправился в чужой мир».

В уютной квартире ученого с фотографий (среди которых много дореволюционных) на нас выразительно глядят многочисленные представители его рода. Здесь царит тишина, хотя дома две внучки-школьницы на каникулах, любимая кошка, и только собака, подобранная с улицы, изредка подает голос.

Виктор Мирославович с юмором вспоминает, как его, студента филологического факультета, исключили из университета и комсомола за «распространение религиозной литературы», которая в то время почти приравнивалась к антисоветской. Прежде чем удалось восстановиться, пришлось поработать грузчиком…

Стеллажи с книгами высятся почти до высокого потолка. Гуминский достает с полки «Путешествие в Арзрум».

«Знание – Сила»:Вероятно, сложно рассматривать образ Пушкинапутешественника в отрыве от предыдущих (да и последующих) произведений данного жанра отечественной литературы. Однако тема эта неисчерпаема, начиная от «Хождения за три моря» Афанасия Никитина, далее – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина, а завершим «Фрегатом "Паллада"», Гончарова, «Островом Сахалин» Чехова, и это – только XIX век… Беседа наша может продлиться до бесконечности, поэтому попробуем начать непосредственно с Пушкина?

Виктор Гуминский: – Начнем! Тем более что первое русское произведение жанра путешествий написано задолго до Афанасия Никитина, я имею в виду – «Хождение игумена Даниила» (XII век).

Военно- Грузинская дорога

Часто приводят утверждение Гоголя: «Пушкин – это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Сроки подходят. Пушкиных вокруг нас не видно. Плохо ли это? Нет, так и должно быть. Вспоминается сюжет, как Некрасов явился к Белинскому с рукописью «Бедных людей» Достоевского и со словами: «Новый Гоголь явился». На что великий критик ответил: «Чтото у вас Гоголи как грибы растут». Пушкины не могут расти как грибы. С появлением Пушкина образовался некий ценз, появилась норма – прошлое и настоящее русской литературы осветило пушкинское солнце. Чувствуют его не только взрослые. Вот и моя внучка, когда ей было шесть лет, сказала: «Вот и лето, вот и Пушкин…»

Гоголь также отмечал, что поэту никогда не удастся отвести место в музейном и антикварном прошлом. В его произведениях, как в зерне, содержатся линии будущего развития русской литературы. Приведу несколько примеров.

Вспомним Германна из «Пиковой дамы» с его «профилем Наполеона и душой Мефистофеля», который так же, как Родион Раскольников у Достоевского, «преступил» через свою «старуху»-графиню и свою Лизу во имя «наполеоновской идеи» исключительности и вседозволенности: в данном случае стремительного и сверхъ- естественного обогащения. Вспомним «Анну Каренину» Л. Н. Толстого – главную героиню можно сравнить с Татьяной Лариной, которая все-таки изменила своему генералу, отсюда ее трагическая судьба. Вспомним раннего Гоголя и пушкинскую «Полтаву»: «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут…» А вот в «Майской ночи, или Утопленнице»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи…» и т. д. Или само название – «Вечера на хуторе близ Диканьки». И тут же примечание Пушкина к «Полтаве»: «Диканька – деревня Кочубея». Несмотря на то, что это – отдельные примеры, они вместе с тем как бы сливаются в единое русло, направляющее дорогу русской классики XIX века, путь, двигаясь по которому, она внесет свой ощутимый вклад в мировую культуру.

Теперь о пространстве. Пушкин 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины, писал о необъятных просторах России, полемизируя с «Философическими письмами» Петра Яковлевича Чаадаева. Поэт не соглашался с тем, как мыслитель трактовал пресловутые русские пространства от Берингова пролива до Одера. По мнению Чаадаева, мы замкнулись в своем обособлении от Европы, и если бы по нашей стране в сторону Запада не прошли дикие племена, «нам едва ли была бы отведена страница во всемирной истории». Александр Сергеевич возражал: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться».

Но наше пространство – это, помимо всего прочего, равнинный ландшафт. Наступает эпоха романтизма в европейской и мировой литературе, а романтизм привносит своих героев и свои образы. Попытки русских критиков, в частности, Ореста Сомова с его известной статьей о романтизме, как-то адаптировать европейских героев под русские условия не всегда оказываются успешным. Тот же Орест Михайлович предлагал наших трех богатырей, известных по картине Васнецова, стилизовать под рыцарей, но ничего не получилось.

«ЗС»: Не помещался Илья Муромец в рыцарские доспехи?

В. Г.: – Никак! Но наше пространство необъятно, и Александр Александрович Бестужев-Марлинский быстро нашел, что можно здесь использовать, и стал создавать свои рыцарские повести: «Ревельский турнир», «Замок Нейгаузен» и другие. Но для того, чтобы герои приобрели свой масштаб (вспомним лермонтовского Демона), им необходима была некая вертикаль. Эта мысль пришла мне в голову давно, когда я находился в Германии, будучи аспирантом, и любовался горами, вспомнилась Лысая гора, на которой собирались ведьмы… Осознал тогда, что русско-кавказские войны, русско-турецкие войны, персидские войны за Кавказ начались во многом и по литературным причинам.

Алексей Петрович Ермолов. Литография с фотографии 1855 года

«ЗС»:Как «Путешествие в Арзрум» повлияло на развитие образа Востока в русской литературе?

В. Г.: – Лермонтовский Демон пролетел над среднерусской возвышенностью – ну, пролетела птичка, что поделать, правда, большая, однако никто не обратил внимания. Только на фоне гор, скал Демон станет заметнее. Интересно, что это прослеживается от редакции к редакции поэмы. В первых редакциях он внутри помещений, но постепенно выходит на простор, поднимается, и в конце концов начинает парить над кавказскими горами. Это – вертикаль, которая была необходима отечественной словесности.

Сначала В. А. Жуковский переводил очень много горных пейзажей западноевропейских авторов, но постепенно кавказская тема стала одной из ведущих в русской литературе. Данная тема соотносилась с темой Востока достаточно оригинально. Кавказ служил и местом ссылки, и местом карьеры для штатских, цивильных чиновников, здесь особенно ощущалась седая старина, например, древняя Армения, о которой Пушкин цитирует оду Горация:

«и армянская земля, друг Вальгий, не круглый год покрыта неподвижным льдом»...

Другие строки из Горация, цитируемые в «Путешествии в Арзрум»:

«Увы, о Постум, Постум, быстротечные мчатся годы…», поэт повторял, когда встречался со своими былыми друзьями по лицею, с декабристами, сосланными на Кавказ.

Военно-Грузинская дорога, пролегающая через Главный Кавказский хребет, тоже известна с древности, ее историческое название – «Дорога Небесного ущелья». Тема ВоенноГрузинской дороги развернулась именно благодаря горам, в которых воевали русские равнинные солдаты.

Вспоминаю биографический забавный сюжет. В молодые годы я делал доклад как раз на эту тему, в Тбилисском университете. Одна из местных красавиц подошла ко мне и спросила: «Виктор, не хотели бы вы познакомиться с сыном известного грузинского писателя, автора нашего национального эпоса, он сам переводчик – со Звиадом Гамсахурдия?» Так я встретился с будущим первым президентом Грузии. Он повел меня в какой-то ресторанчик, мы пили восхитительное кахетинское вино.

«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» – интереснейший и сложнейший литературный памятник. В его изучении остается очень много загадок, которые привнесены, в том числе и литературоведами (в частности, такими именитыми, как Юрий Тынянов). Благодаря им, в ряде изданий мы имеем не самый авторитетный текст «Путешествия в Арзрум», включающий определенные вставки. Так, текстологический подход Тынянова привел к тому, что в каноническом, «подтвержденном» тексте академических собраний Пушкина 1960-х годов и не только, в большом 16-томнике, произошла некая контаминация. В начало был вставлен текст о посещении поэтом генерала А. П. Ермолова, и с этого начинается произведение. Тынянова можно как-то оправдать, он следовал в этом смысле за своими предшественниками, за библиографом и издателем Петром Александровичем Ефремовым, но ни Жуковский, ни Анненков в своих собраниях Пушкина подобного не допускали. Тынянов исходил из того, что был «хороший» Алексей Петрович Ермолов и «плохой» Иван Федорович Паскевич. И поэтому, как писал Тынянов, Пушкин смотрит на Паскевича глазами Ермолова, а последний, как известно, называл Паскевича в беседе с поэтом «графом Ерихонским», потому что все легко ему удается, в частности, крепости сдаются, точно как этому библейскому персонажу Иисусу Навину, и прочие ядовитые отпускал замечания относительно выдающегося, бесспорно, военачальника. Талант Паскевича признавали даже прусские теоретики, полагая, что его стратегические и тактические ходы следует непременно внести в учебники по военному делу. Паскевич, кстати, являлся уроженцем Полтавы, его предки принадлежали к казачьим старшинам во времена Богдана Хмельницкого. В чем-то он сохранил казачий нрав, был вспыльчивым и с Ермоловым на Кавказе конфликтовал, государю пришлось Ермолова убрать. К 1835 году, когда Пушкин обратился к написанию «Путешествия в Арзрум», он относился к Ермолову уже прохладнее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подельники Подельники

Девять (помимо Брута) самых интересных заговорщиков против Цезаря

Дилетант
За озарением в Петербург За озарением в Петербург

Современная однокомнатная квартира с необычным интерьером

Идеи Вашего Дома
Великая пустота Великая пустота

Монголия – наименее населенная страна мира

Вокруг света
Литературный сериал: 5 качественных многотомных книжных серий Литературный сериал: 5 качественных многотомных книжных серий

Цысинь, Сэнсом, Азимов: многотомные серии, которые вас не разочаруют

СНОБ
Смена мифа Смена мифа

Вокруг праздника победы сложилось не меньше мифов, чем вокруг самой войны

Дилетант
Стоит ли съезжать на бездорожье с моноприводом? Стоит ли съезжать на бездорожье с моноприводом?

Как преодолеть бездорожье на моноприводе?

4x4 Club
Едут, едут по Мукдену наши казаки… Едут, едут по Мукдену наши казаки…

Распространение фотографии сделало портреты эксклюзивными авторскими работами

Дилетант
Точка роста Точка роста

Это интервью мы записали с Лянкой Грыу на фестивале «Новое движение»

OK!
Невозможное возможно Невозможное возможно

Зачем боящийся воды отчаянный исследователь преодолел тысячи километров?

Вокруг света
Песни, танцы и зрелища: 10 самых легендарных мюзиклов в истории кино Песни, танцы и зрелища: 10 самых легендарных мюзиклов в истории кино

10 самых интересных фильмов с лучшим музыкальным сопровождением

Forbes
Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача» Юрий Афанасьев: «Управление делами семьи — наша задача»

Как клиенты банков приходят к пониманию, что время дороже золота?

СНОБ
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

5 шагов к экосаду: основные правила и запреты

Лиза
Дарья Козлова Дарья Козлова

Первый проректор ИТМО и директор по образованию «Яндекса» Дарья Козлова

Собака.ru
«Счастье в мелочах»: как научиться радоваться, если вся ваша жизнь — сплошной стресс «Счастье в мелочах»: как научиться радоваться, если вся ваша жизнь — сплошной стресс

Как приятные мелочи могут помочь сохранить эмоциональный баланс

Psychologies
От шпионского скандала до сотрудничества с УЕФА. Кто создал Лигу чемпионов и Тур де Франс? От шпионского скандала до сотрудничества с УЕФА. Кто создал Лигу чемпионов и Тур де Франс?

Как появилась Лига чемпионов и при чем тут Тур де Франс?

СНОБ
Продукты, которые должны быть в кладовке каждой хозяйки: советы поваров Продукты, которые должны быть в кладовке каждой хозяйки: советы поваров

Повара составили список продуктов, которые должны быть в кладовке каждой хозяйки

VOICE
Антон Секисов Антон Секисов

Писатель, поэт и автор телеграм-канала «Секир завидует» Антон Секисов

Собака.ru
Горячая Земля: что такое глобальное потепление и к чему оно может привести планету Горячая Земля: что такое глобальное потепление и к чему оно может привести планету

Какие последствия рукотворного разогрева планеты ждут людей?

Forbes
Агитационный миф Агитационный миф

«Четыре души Койота»: как победить бледнолицых без Гойко Митича

Weekend
«Секретари. Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева» «Секретари. Региональные сети в СССР от Сталина до Брежнева»

Как окружение оспаривало авторитет местных руководителей

N+1
5 страхов, которые мешают нам просить помощи 5 страхов, которые мешают нам просить помощи

Как справиться со страхами и научиться просить помощи?

Psychologies
Как убить себя фитнесом Как убить себя фитнесом

5 вредных советов от тренера

Лиза
Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе

«Полночь с дьяволом» — история про вечернее телешоу, которое пошло не по плану

Правила жизни
Судебный роман Судебный роман

«Презумпция невиновности»: новая экранизация сексуально-юридического бестселлера

Weekend
Новые смыслы Архангельска: арктический порт и треска без тоски Новые смыслы Архангельска: арктический порт и треска без тоски

Об Архангельске — с винтажным запахом доски, вкусом трески, но без русской тоски

ФедералПресс
Виталий Пушницкий Виталий Пушницкий

Виталия Пушницкого называют одним из самых дорогих современных художников страны

Собака.ru
Леони Свонн «Гленнкилл: следствие ведут овцы». Детективная история об убийстве пастуха Леони Свонн «Гленнкилл: следствие ведут овцы». Детективная история об убийстве пастуха

Первые главы из ироничного детектива об убийстве одного пастуха

СНОБ
Пикаповый туз Пикаповый туз

Вожак новых Джаков

Автопилот
Объект внимания. Как сказать мужчине, что он нравится: подсказки от психолога Объект внимания. Как сказать мужчине, что он нравится: подсказки от психолога

Как признаться в любви мужчине, рассказывает психолог

Лиза
Стикеры, эмодзи, смайлики: как формируется этикет общения в соцсетях Стикеры, эмодзи, смайлики: как формируется этикет общения в соцсетях

Чем руководствоваться при выборе смайлика? Разбираемся с психологом

Psychologies
Открыть в приложении