Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий
14 октября 1958 года умер поэт Николай Заболоцкий. Корреспондент Алексей Черников побеседовал с поэтом и историком литературы Валерием Шубинским о том, как Заболоцкий, попав в ГУЛАГ, стал примером человеческого достоинства, почему он утверждал: «Курица не птица, баба — не поэт», мог ли он занять место Мандельштама в литературной иерархии, меркнут ли на его фоне остальные обэриуты во главе с Хармсом и Введенским, как он спасался алкоголизмом, чтобы не травить Ахматову и Зощенко и почему после лагеря писал плохие стихи, такие как «Некрасивая девочка»
Вас что-нибудь умиляет в Заболоцком, трогает по-человечески?
Меня вообще мало что в мире умиляет. Но в Заболоцком как человеке многое восхищает или волнует. Его описания психологического состояния под пытками (и поведение под ними, ведь он же ничего не подписал и никого не оговорил, что было величайшей редкостью). Его поразительно мужественные письма жене из лагеря. А вот предсмертный любовный четырехугольник вызывает жалость. (Жена Заболоцкого Екатерина Клыкова, дождавшаяся поэта из лагеря, в 1955 году ушла от него к литератору Василию Гроссману, но через три года вернулась. Заболоцкий тяжело это переживал и пытался построить отношения с Натальей Роскиной, но их брак оказался неудачным. Умер поэт на руках у Клыковой, когда они воссоединились. — Прим. ред.)
У Заболоцкого как поэта есть какие-либо истоки в русской культуре? Из чего он вырос, что впитал? И как он сам сказывается на нас сегодняшних, особенно на молодых поэтах?
Корни Заболоцкого очевидны. Его сборник «Столбцы» и поэмы — Хлебников плюс ироикомическая поэзия XVIII века. Стихи 1930-х — Державин, Баратынский, Тютчев, Сковорода плюс Гете и Клопшток. Поздние стихи — отчасти это же, но, к сожалению, в худших стихах также мелодраматическая позднеромантическая поэзия, переваренная в соцреалистическом котле. Влиял он сам на многих, начиная с Леонида Аронзона, который писал диплом по его стихам. Ну а как он влияет сейчас на молодую поэзию — это у самих молодых надо спрашивать.
Заболоцкий — один из самых интеллектуальных, философски и натурфилософски обогащенных русских поэтов. В какой мере эта его «натурфилософия» была христианской или антихристианской?
Я пару лет назад редактировал перевод английской книги о христианских мотивах у Заболоцкого. Я думаю, что ранний Заболоцкий — скорее антихристианский (хотя мистический) поэт. Вспомнить, например, его «Пир». Хотя в «Столбцах» есть сквозной и очень странный образ Иуды (у меня была статья об этом). Ну а дальше у него вылезают претворенные христианские мотивы (в «Лесном озере», например). А в 1950-е есть просто стихи на евангельские темы — «Бегство в Египет», начатое «Поклонение пастухов». Тогда был диалог с Пастернаком. «Бегство в Египет» написано под очевидным влиянием стихов из «Доктора Живаго».Формулу поэзии Заболоцкого можно определить так: «классическая форма — безумное содержание».
На мой взгляд, его стихи — самое революционное свершение русской литературы, такого трюка не проделывал в ней больше никто. То же относится и к самой личности этого человека. Вы разделяете такую оценку?