Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техникаHi-Tech

Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Иван Варгатый

ТЭП70 с пассажирским поездом на мосту через Большой Ингаир

Большой Ингаир здесь был всегда. Во всяком случае он сам так думал. Когда вокруг ходили мохнатые громадины – мамонты, он уже давно нес воды средь сосен и березок. Ручьи, впадающие в Ингаир, выглаживали углы устьев, ширили русло. И когда остяки научились бить дичь из луков и ставить чумы, Ингаир глядел на это своими темно-желтыми водами, иногда делясь водой с раскосыми новоселами. Потом пришли другие люди, великаны, они вели себя совсем не так, как остяки: те хоть и были дома, но жили скромно, а эти пришли завоевывать. Но Ингаир незачем было завоевывать: он хоть и старый, изломавший рельеф до глубокой-глубокой долины, но воды в нем немного, не разгуляешься.

А совсем недавно люди пригнали что-то неживое, поставили на берегах серые камни, своими ровными углами выбивавшиеся из тысячелетнего таежного пейзажа, сверху бросили мост, но совсем не такой, какие раньше ладили из бревен. По нему стало носиться нечто, выпуская облака темной пыли, а ручьи теперь приносили мертвый черный жир. К мосту это нечто скатывалось легко, но над рекой удваивало грохот и ползло все медленней и медленней, пока хвост не скрывался за деревьями.

ТЭП70, призрачная рука машиниста поворачивает штурвал на следующую позицию

Машинист, что сидел сейчас в кабине тепловоза на станции Тобольск, застал те времена. Тридцать лет назад здесь, как и по всей сети МПС, царили упертые ТЭ3. Потом со скрипом пошли 2ТЭ116, прозванные фантомасами, а сейчас прямо с завода начали приходить пассажирские ТЭП70. Округлые и розовые – ни дать ни взять поросята. Вроде и дизель тот же, и схема более-менее похожа, но какая новая техника, когда через пару лет на пенсию?

– Локомотивный зеленый, радиостанция включена, тормозная пять, во втором, справа без замечаний.

– Слева без замечаний, маршрутный зеленый, – отозвался сидевший слева инструктор вольной трактовкой регламента. Машинист «пихнул» кран в первое – за стенкой забубнил компрессор.

– Не могли дверь поставить… – снова поморщился пожилой локомотивщик.

– Да за вес тут, говорят, борьба шла, даже полы алюминиевые. У нас в Сенной старые ТЭПки, шестидесятые, там вообще кузов на клепках дюралевый. Машинист между тем дал первую позицию, отпустил вспомогательный тормоз, плавно натянул состав. Полная вахтовиков цепь вагонов нехотя поползла. Вторая позиция…

– Давай ему четыре килоампера, я ж говорил, тогда он поедет.

– Хех, «фантомасу» дал три, и он полетел, – машинист взмахнул рукой, словно рубанул шашкой, а другой рукой добавил сразу две позиции.

– Ну что ты хочешь, машина пассажирская, на 160, передаточное число… «Старт-Шоссе».

– Хех, какие ты слова знаешь. Был такой?

– Есть, у бати стоит.

Между тем скорость и правда бодро подошла к двадцати пяти. Путь начался. Теперь до Юности остановок не будет – поезд скорый фирменный, только Аремзянку взять да перед Ильтымом выскочить. Самая глубокая яма на всю дорогу… Состав покинул боковой путь, можно гнать. К сорока километрам в час разница с привычной секцией «фантомаса» стерлась, а дальше ТЭП и правда побежал бодрее.

Долина Большого Ингаира и крутой изгиб железной дороги на выходе из нее

Вот и 234-й, и подъем, и Аремзянка… Хорошо идем. Так прошел час. Впереди разъезд Слинкино, за ним «чертов мост» через Большой Ингаир, дальше змеиный изгиб с подъемом. Через десятилетие с гаком разъезд разберут, но пока на нем стоит встречный 116-й с грузовым, пропускает нас. Здорово ему потом поддавать, выползая из долины… Что ж, вот и мост, заворачиваем штурвал! Пока дизель-генератор грузился, внизу проплыли желтые болотные воды Ингаира. Вроде и речушка небольшая, а окопалась, как немец в Латвии! Небось, насмехается над тепловозом: «Ишь, удумал, покорить мои берега!».

Но морские волки и воздушные соколы знают: стихию нельзя покорить, она тебя перемелет и не заметит. К ней можно лишь приспособиться, перехитрить. Знают это и железнодорожные волки – машинисты. Вроде «покорение» выглядит несложно: завернул тринадцать позиций да сиди. Но нужно еще, чтоб машина вытянула, для этого у тебя есть обученный тобой помощник – он приглядит в пути за дизелем, да еще надейся на ремонт, что все сделали как надо. Но эта ТЭПка совсем новая, ремонта еще толком не видала, воет диким зверем и тянет под стать! Смотри-ка, к 287-му километру прём под 80, когда такое было? Нет, хороша машина, привалило счастье под старость.

Харьковские ТЭ10 и ТЭП10 «Стрела» – первые в СССР тепловозы с несущим кузовом. При переносе производства в Луганск несущий кузов сменился рамным

Локомотивостроение СССР и России прошло огромный путь. Электротяга и во всем мире, и конкретно в СССР появилась раньше тепловозной, однако электрификация основных направлений завершилась лишь в 1980-х годах, а где-то «свет не дали» до сих пор, к примеру, на линиях Кинель – Оренбург или Тюмень – Новый Уренгой, где разворачивается действие вступления. Поэтому наряду с электровозами и электропоездами от промышленности требовались тепловозы и дизель-поезда. В конце 1940-х, на руинах Отечественной, был создан первый в мире тепловоз с автоматическим регулированием электропередачи ТЭ2 с дизелем в 1000 л.с., в конце 1950-х – самый мощный в мире однодизельный 3000-сильный ТЭ10. Самым массовым был ТЭ3 с мощностью дизеля в 2000 л.с., на базе которого и проектировался ТЭ10. Параллельно для работы на подъездных путях заводов, элеваторов и других предприятий выпускались и скромные ТГМ и ТГК. Первая буква серии, как несложно догадаться, означает «тепловоз», вторая – тип передачи, третья, если она есть, – род службы. Если ее нет, – машина грузовая, на скорости до 100 км/ч, максимум тяги сохраняющая до 20–30 км/ч. М – тепловоз маневровый, ему суждено работать на станциях с малыми скоростями. П – пассажирский тепловоз на скорости 120–160 км/ч, благодаря малому передаточному числу редукторов сохраняющий полную тягу до 80–100 км/ч.

ТГ – тепловоз с гидропередачей, он устроен примерно как автомобиль с АКПП: крутящий момент от дизеля передается на колесные пáры через гидротрансформатор, редукторы и карданные валы. Но среди пассажирских и грузовых машин в России сейчас тепловозы с гидропередачей практически не встретить, ее удел – работать на маневровых. Для магистральной работы выпускаются ТЭ и ТЭП – тепловозы с электропередачей: напрямую от дизеля приводится генератор, питающий установленные у колесных пар двигатели. Такая передача дороже и тяжелее, а также кажется сложнее, но на деле она куда проще в ремонте: колесную пару с отказавшим двигателем выкатил, другую закатил и все, только кабели подключить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Ниша серийного аддитивного производства свободна Ниша серийного аддитивного производства свободна

Как неверное представление об аддитивных технологиях тормозит их внедрение

Монокль
Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo

ESA/JAXA BepiColombo в шестой раз пролетел мимо Меркурия

ТехИнсайдер
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Сериалы про космос от хороших до самых лучших Сериалы про космос от хороших до самых лучших

Расставляем самые интересные космические оперы в порядке нарастания класса

Maxim
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
«Разовая» неверность: 3 признака того, что он больше не будет изменять «Разовая» неверность: 3 признака того, что он больше не будет изменять

Как понять, что ваш партнер изменил только единожды?

VOICE
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
Время выбрасывать Время выбрасывать

Как грамотно организовать свое рабочее место и четко планировать день

Лиза
Бабушкe на радость Бабушкe на радость

Уход за пенсионером: кому это выгодно и как стать опекуном

Лиза
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах? Актриса Джессика Альба разводится с мужем после 16 лет брака. Почему даже самые крепкие и долгие отношения терпят крах?

Что может стать причиной разрыва для долгого союза?

Psychologies
Древние люди появились в Европе почти 2 миллиона лет назад Древние люди появились в Европе почти 2 миллиона лет назад

Дата появления древних людей в Европе отодвинулась на полмиллиона лет

ТехИнсайдер
Трамп затеял perestroika Трамп затеял perestroika

Получится ли у Дональда Трампа перекроить правила мироустройства?

Монокль
Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников

Как CJM позволяет выявлять ключевые барьеры на пути соискателя к вакансии

Inc.
Как выбрать идеальный детский снегоход в 5 шагов Как выбрать идеальный детский снегоход в 5 шагов

Детский снегоход: чем он отличается от обычного и как выбрать правильную модель

ТехИнсайдер
Утомленные школой Утомленные школой

Как облегчить жизнь ребенку в тяжелое для него время?

Лиза
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
«То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают» «То, что на экране, — это психическая реальность тех, кто смотрит, а не тех, кого показывают»

Режиссер Рената Джало о своем фильме «На этой земле»

Weekend
Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Книга навсегда Книга навсегда

Как Патриция Дзерби создала новый вид литературы — «тихую книгу», Silent Воок

Afternoon Seasons of life
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств Когда ломается личность: 7 самых популярных психических расстройств

Что такое расстройство личности и какими бывают их виды

ТехИнсайдер
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Тактильное искусство Тактильное искусство

Где искать интересную мебель и каким материалам отдать предпочтение в интерьере?

СНОБ
Открыть в приложении