Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техникаHi-Tech

Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Иван Варгатый

ТЭП70 с пассажирским поездом на мосту через Большой Ингаир

Большой Ингаир здесь был всегда. Во всяком случае он сам так думал. Когда вокруг ходили мохнатые громадины – мамонты, он уже давно нес воды средь сосен и березок. Ручьи, впадающие в Ингаир, выглаживали углы устьев, ширили русло. И когда остяки научились бить дичь из луков и ставить чумы, Ингаир глядел на это своими темно-желтыми водами, иногда делясь водой с раскосыми новоселами. Потом пришли другие люди, великаны, они вели себя совсем не так, как остяки: те хоть и были дома, но жили скромно, а эти пришли завоевывать. Но Ингаир незачем было завоевывать: он хоть и старый, изломавший рельеф до глубокой-глубокой долины, но воды в нем немного, не разгуляешься.

А совсем недавно люди пригнали что-то неживое, поставили на берегах серые камни, своими ровными углами выбивавшиеся из тысячелетнего таежного пейзажа, сверху бросили мост, но совсем не такой, какие раньше ладили из бревен. По нему стало носиться нечто, выпуская облака темной пыли, а ручьи теперь приносили мертвый черный жир. К мосту это нечто скатывалось легко, но над рекой удваивало грохот и ползло все медленней и медленней, пока хвост не скрывался за деревьями.

ТЭП70, призрачная рука машиниста поворачивает штурвал на следующую позицию

Машинист, что сидел сейчас в кабине тепловоза на станции Тобольск, застал те времена. Тридцать лет назад здесь, как и по всей сети МПС, царили упертые ТЭ3. Потом со скрипом пошли 2ТЭ116, прозванные фантомасами, а сейчас прямо с завода начали приходить пассажирские ТЭП70. Округлые и розовые – ни дать ни взять поросята. Вроде и дизель тот же, и схема более-менее похожа, но какая новая техника, когда через пару лет на пенсию?

– Локомотивный зеленый, радиостанция включена, тормозная пять, во втором, справа без замечаний.

– Слева без замечаний, маршрутный зеленый, – отозвался сидевший слева инструктор вольной трактовкой регламента. Машинист «пихнул» кран в первое – за стенкой забубнил компрессор.

– Не могли дверь поставить… – снова поморщился пожилой локомотивщик.

– Да за вес тут, говорят, борьба шла, даже полы алюминиевые. У нас в Сенной старые ТЭПки, шестидесятые, там вообще кузов на клепках дюралевый. Машинист между тем дал первую позицию, отпустил вспомогательный тормоз, плавно натянул состав. Полная вахтовиков цепь вагонов нехотя поползла. Вторая позиция…

– Давай ему четыре килоампера, я ж говорил, тогда он поедет.

– Хех, «фантомасу» дал три, и он полетел, – машинист взмахнул рукой, словно рубанул шашкой, а другой рукой добавил сразу две позиции.

– Ну что ты хочешь, машина пассажирская, на 160, передаточное число… «Старт-Шоссе».

– Хех, какие ты слова знаешь. Был такой?

– Есть, у бати стоит.

Между тем скорость и правда бодро подошла к двадцати пяти. Путь начался. Теперь до Юности остановок не будет – поезд скорый фирменный, только Аремзянку взять да перед Ильтымом выскочить. Самая глубокая яма на всю дорогу… Состав покинул боковой путь, можно гнать. К сорока километрам в час разница с привычной секцией «фантомаса» стерлась, а дальше ТЭП и правда побежал бодрее.

Долина Большого Ингаира и крутой изгиб железной дороги на выходе из нее

Вот и 234-й, и подъем, и Аремзянка… Хорошо идем. Так прошел час. Впереди разъезд Слинкино, за ним «чертов мост» через Большой Ингаир, дальше змеиный изгиб с подъемом. Через десятилетие с гаком разъезд разберут, но пока на нем стоит встречный 116-й с грузовым, пропускает нас. Здорово ему потом поддавать, выползая из долины… Что ж, вот и мост, заворачиваем штурвал! Пока дизель-генератор грузился, внизу проплыли желтые болотные воды Ингаира. Вроде и речушка небольшая, а окопалась, как немец в Латвии! Небось, насмехается над тепловозом: «Ишь, удумал, покорить мои берега!».

Но морские волки и воздушные соколы знают: стихию нельзя покорить, она тебя перемелет и не заметит. К ней можно лишь приспособиться, перехитрить. Знают это и железнодорожные волки – машинисты. Вроде «покорение» выглядит несложно: завернул тринадцать позиций да сиди. Но нужно еще, чтоб машина вытянула, для этого у тебя есть обученный тобой помощник – он приглядит в пути за дизелем, да еще надейся на ремонт, что все сделали как надо. Но эта ТЭПка совсем новая, ремонта еще толком не видала, воет диким зверем и тянет под стать! Смотри-ка, к 287-му километру прём под 80, когда такое было? Нет, хороша машина, привалило счастье под старость.

Харьковские ТЭ10 и ТЭП10 «Стрела» – первые в СССР тепловозы с несущим кузовом. При переносе производства в Луганск несущий кузов сменился рамным

Локомотивостроение СССР и России прошло огромный путь. Электротяга и во всем мире, и конкретно в СССР появилась раньше тепловозной, однако электрификация основных направлений завершилась лишь в 1980-х годах, а где-то «свет не дали» до сих пор, к примеру, на линиях Кинель – Оренбург или Тюмень – Новый Уренгой, где разворачивается действие вступления. Поэтому наряду с электровозами и электропоездами от промышленности требовались тепловозы и дизель-поезда. В конце 1940-х, на руинах Отечественной, был создан первый в мире тепловоз с автоматическим регулированием электропередачи ТЭ2 с дизелем в 1000 л.с., в конце 1950-х – самый мощный в мире однодизельный 3000-сильный ТЭ10. Самым массовым был ТЭ3 с мощностью дизеля в 2000 л.с., на базе которого и проектировался ТЭ10. Параллельно для работы на подъездных путях заводов, элеваторов и других предприятий выпускались и скромные ТГМ и ТГК. Первая буква серии, как несложно догадаться, означает «тепловоз», вторая – тип передачи, третья, если она есть, – род службы. Если ее нет, – машина грузовая, на скорости до 100 км/ч, максимум тяги сохраняющая до 20–30 км/ч. М – тепловоз маневровый, ему суждено работать на станциях с малыми скоростями. П – пассажирский тепловоз на скорости 120–160 км/ч, благодаря малому передаточному числу редукторов сохраняющий полную тягу до 80–100 км/ч.

ТГ – тепловоз с гидропередачей, он устроен примерно как автомобиль с АКПП: крутящий момент от дизеля передается на колесные пáры через гидротрансформатор, редукторы и карданные валы. Но среди пассажирских и грузовых машин в России сейчас тепловозы с гидропередачей практически не встретить, ее удел – работать на маневровых. Для магистральной работы выпускаются ТЭ и ТЭП – тепловозы с электропередачей: напрямую от дизеля приводится генератор, питающий установленные у колесных пар двигатели. Такая передача дороже и тяжелее, а также кажется сложнее, но на деле она куда проще в ремонте: колесную пару с отказавшим двигателем выкатил, другую закатил и все, только кабели подключить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ум как следствие любви Ум как следствие любви

Эволюция выбирает сильнейших и умнейших – чтобы делать их еще сильнее и умнее

Вокруг света
From Mexico with love From Mexico with love

Как Барбара де Рехиль оказалась в российском фильме и заговорила на русском

OK!
Несущая смерть Несущая смерть

Как Горгона обращала людей в камень и могло ли существовать подобное «биооружие»

Вокруг света
Эти популярные лекарства из вашей аптечки опасны уже в конце срока годности! Эти популярные лекарства из вашей аптечки опасны уже в конце срока годности!

Какие лекарства особенно опасны после истечения их срока годности?

ТехИнсайдер
Запоздалый поклон шевалье де Ламарку Запоздалый поклон шевалье де Ламарку

Шевалье де Ламарк — одна из самых противоречивых фигур за всю историю биологии

Знание – сила
Простые вещи, которые делают нас человечнее Простые вещи, которые делают нас человечнее

Психолог Катерина Мурашова — про отсутствие эмпатии у современных детей

СНОБ
После падения стены После падения стены

Ключевой разговор насчет объединения Германии состоялся в июле 1990 года

Дилетант
Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой

Как при Людовике XIV сформировалось понятие частной жизни

СНОБ
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
LoveGPT: как искусственный интеллект меняет приложения для знакомств и сферу отношений LoveGPT: как искусственный интеллект меняет приложения для знакомств и сферу отношений

AI уже добрался до человеческих отношений, но пока не установил власть над ними

СНОБ
10 черт, в которые влюбляются мужчины 10 черт, в которые влюбляются мужчины

Как происходит влюбленность у мужчин?

Psychologies
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
В каком ухе шумит В каком ухе шумит

Болезнь совершенно безобидная? Врачи предупреждают: с детским отитом шутки плохи

Лиза
Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память Раскрыт нейронный механизм, который связывает рабочую и долговременную память

Ученые нашли нейроны гиппокампа, которые отвечают за рабочую и долгую память

ТехИнсайдер
Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья

Чрезмерный сон может привести к печальным последствиям

ТехИнсайдер
Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном Как работа за столом в офисе приводит к десятилетним проблемам со сном

С трудом засыпаете по ночам? Возможно, в этом виновато ваше офисное кресло

ТехИнсайдер
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса

Как работает неформальная экономика во времена нестабильности

Forbes
«Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы «Поговорите со своим страхом»: 3 совета, как психологически подготовиться к смене работы

Разбираемся, как безболезненно сменить род или место деятельности

Psychologies
DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки

Как изменился ландшафт DDoS и что этому способствовало

Forbes
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
«Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья «Гой еси», поклоны до земли и вежество богатырей: каким был этикет русского Средневековья

Считается, что первым, кто взялся за воспитание народа, был Петр I. Так ли это?

ТехИнсайдер
Фея Фло Фея Фло

Флоранс Жерве д’Альден о любимых душистых цветах и зрелых отношениях

Afternoon Seasons of life
«Они дают сильную эмоцию, вызов и некий элемент соревнования»: почему мужчины любят стерв «Они дают сильную эмоцию, вызов и некий элемент соревнования»: почему мужчины любят стерв

Можно ли построить крепкие отношения со стервой?

Psychologies
5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс 5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс

Пять правил воспитания, которым обычно следуют родители-нарциссы

Psychologies
Разум и чувства Разум и чувства

Может ли наука помочь сделать голову ясной, а сердце — стойким?

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении