Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

АгроинвесторБизнес

Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени, создав эффективные модели управления

Андрей Буханцов

Shutterstock

В течение последних двух десятилетий сельское хозяйство России совершило качественный рывок. Страна, которая когда-то зависела от импорта продовольствия, превратилась в мирового лидера экспорта продукции АПК. Этот успех стал возможен благодаря внедрению передовых технологий и грамотному управлению. Основой продовольственной безопасности и примером успешной адаптации к вызовам времени стали агрохолдинги — крупные компании, управляющие процессами от поля до прилавка. Какие существуют модели управления агрохолдингами и как выбрать одну из них, расскажет автор этой статьи.

Сейчас Россия не только в полной мере обеспечивает себя продовольствием, но и стала значимым игроком на мировых рынках. Этому способствовали как обширные территории страны, богатые природными ресурсами, так и стремительно развивающиеся системы управления, которые стали ключевым фактором успеха. В условиях глобальной конкуренции, санкционного давления и роста себестоимости производства эффективное управление становится обязательным. От выбранной модели управления многое зависит: устойчивость бизнеса, его доходность и конкурентоспособность. При этом текущие модели управления — это не просто локальный опыт, но и пример для изучения на мировом уровне.

При разговоре о современных бизнес-моделях агробизнеса важно помнить, что каждая из них — это не просто способ управления, а отражение определенной философии ведения дела. Как говорится, «бытие определяет сознание, а сознание — бытие». Так и здесь: то, как управляется бизнес, напрямую связано с тем, какую стратегию выбрала компания.

Бизнес-модели агрохолдингов

Какие же существуют варианты? Во-первых, собственно вертикально интегрированные компании. Представьте: компания производит зерно, перерабатывает его на комбикорм, этим кормом кормит животных, получает мясо, затем делает из него колбасу. После продает в магазинах под собственным брендом, а иногда даже и в собственных торговых сетях. Продажи самого зерна другим бизнесам минимальны, основным источником дохода для компании являются мясные полуфабрикаты, продаваемые в рознице.

Безусловно, у этой стратегии есть сложности. Многие ошибочно считают, что можно просто собрать урожай, упаковать его в красивую упаковку и сразу получить прибыль. Но чтобы довести продукт до полки, компании нужно разбираться в маркетинге: быть способной разработать систему ценностей бренда, самостоятельно изучить целевую аудиторию, брендировать продукт и выбрать эффективную коммуникационную стратегию.

Преимущества очевидны — высокая маржинальность и узнаваемость бренда. Однако управление такой структурой — достаточно трудная задача и требует гораздо бо́льших компетенций, чем при выборе других бизнес-моделей: нужно собирать разностороннюю команду и уметь ею управлять, а также постоянно развивать различные сквозные компетенции как для производственных, так и для коммерческих процессов.

Есть и другой подход — пусть каждый занимается своим делом. В таких случаях холдинги строятся так, чтобы растениеводство, животноводство, переработка и трейдинг существовали как отдельные направления. Это похоже на соседей, которые иногда помогают друг другу, но в основном живут своей жизнью. В чем его преимущества? Если в одном направлении возникнут трудности, это не так сильно ударит по остальным. Например, засуха снизила урожайность — растениеводство просело, а переработка или трейдинг остались на плаву. Однако такой подход требует больших затрат. Каждое подразделение — это свой управленческий аппарат, а значит, увеличиваются расходы на каждое предприятие. Кроме того, теряется синергия: когда бизнесы не связаны между собой, они упускают возможности для совместного роста.

Третий вариант для тех, кто не хочет зависеть от внешних поставщиков. Эти компании стремятся все производить сами: семена, СЗР; они также самостоятельно поставляют технику, а некоторые уже даже строят заводы по производству запчастей к ней. Такой подход снижает затраты и риски управления ядра бизнеса. Но и он неидеален. Представьте, что где-то в этой цепочке возник сбой: например, техника сломалась, а запчасти еще не произведены. Это вызовет эффект домино: одна проблема потянет за собой другую и приведет к простоям на производстве.

И наконец, экстенсивная модель. Здесь все просто: компания покупает больше земли, строит больше ферм и таким образом наращивает свои мощности. При этом можно максимально стандартизировать работу компании — каждый новый филиал будет работать по уже отлаженным стандартам.

Конечно, в таком случае рентабельность ниже, чем при использовании других моделей. Но за счет увеличения масштаба компании все равно наращивают свою прибыль. Такая модель — выбор тех, кто готов идти на компромисс между доходностью и стабильностью.

Важно отметить, что описанные подходы не обязательно должны внедряться обособленно. На российском рынке существуют примеры компаний, которые, наоборот, делают ставку на синтез моделей для оптимизации производства, повышения эффективности и максимизации прибыли.

Корпоративный центр

Когда мы говорим о корпоративном центре (КЦ), сразу возникает вопрос: какую роль он вообще должен играть? Это как главный штаб: можно отдавать приказы, можно разрабатывать стратегию, а можно вообще не вмешиваться, предоставив свободу действий. Однако необходимо обратить внимание на то, что корпоративные центры бывают разными, и у каждого из них своя миссия.

Рассмотрим все варианты. Например, есть модель «Финансовый холдинг — портфельный инвестор». Представьте, что корпоративный центр — это инвестор, который вкладывает деньги и ждет отдачи. Его задача — купить, согласовать стратегию, возможно, продать актив, но никак не участвовать в операционной деятельности. Ему важен только финансовый результат. Он не командует: «Сейте пшеницу и подсолнечник!», а просто говорит: «Я вложил деньги, хочу видеть 15 % годовых». Такая роль КЦ удобна для предприятий, поскольку они сохраняют управленческую независимость, обладают гибкостью в принятии решений и в то же время могут не заниматься стратегическими вопросами компании.

Другая модель — «Стратегический архитектор — генератор идей». В этом варианте КЦ уже не только вкладывает деньги, но и думает о развитии. Представьте продюсера, который разрабатывает сценарий, но не снимает фильм сам. Он задает стратегические цели, следит, чтобы все шло по плану, но в операционную деятельность вмешивается минимально. Стратегический архитектор — это проводник изменений. Он видит рынок, замечает тренды, понимает, куда двигаться, чтобы не просто удержаться на плаву, но и захватить новые рынки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Бренд народного происхождения Бренд народного происхождения

Как в России развиваются художественные промыслы

Эксперт
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Вытравливание буллинга Вытравливание буллинга

Что такое службы медиации и как они помогут справиться с травлей в школах

Ведомости
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Чтобы не проспать Чтобы не проспать

Рассказ Маши Вайсман «Чтобы не проспать» специально для Seasons Afternoon

Afternoon Seasons of life
О чем говорят великие пожары прошлого: причины, последствия и уроки О чем говорят великие пожары прошлого: причины, последствия и уроки

Крупные пожары, изменившие города и судьбы — от Сан-Франциско до Москвы

СНОБ
Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии Как и когда люди начали лечить животных: история ветеринарии

Какими были первые человеческие шаги в ветеринарии

ТехИнсайдер
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Разум и чувства Разум и чувства

Может ли наука помочь сделать голову ясной, а сердце — стойким?

Afternoon Seasons of life
Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta Какую иномарку купить дешевле ₽1 млн. 5 достойных альтернатив Lada Granta

Иномарки, которые можно купить за ₽1 млн: список

РБК
Право на волос Право на волос

Итак, давайте признаем: волосы для нас важны

Afternoon Seasons of life
Как жировые отложения могут быть ключом к более долгой и здоровой жизни Как жировые отложения могут быть ключом к более долгой и здоровой жизни

Что, если ключ к вашему здоровому образу жизни скрывается у всех на виду?

ТехИнсайдер
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Бородатый анекдот Бородатый анекдот

«Почему, чёрт возьми, развалился Советский Союз?»

Дилетант
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Возвращение Возвращение

Как пятиминутный разговор вырос за год в выставку «Обретенный сад»

Afternoon Seasons of life
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
«Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства «Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства

Почему цифровой детокс становится трендом и как он меняет жизнь

СНОБ
Снежные забавы Снежные забавы

Зимние виды спорта для каждого знака зодиака

Лиза
Грибной сезон Грибной сезон

Адаптогены на страже красоты: изучаем баночки и ищем правильные ингредиенты

Лиза
12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям 12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям

Привычки, которые подойдут вам, если вы хотите слыть приятным человеком

Maxim
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Звуковой удар Звуковой удар

Датчанин Торбен Ульрих – один из самых оригинальных игроков в истории тенниса

Ведомости
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Открыть в приложении