Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

АгроинвесторБизнес

Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени, создав эффективные модели управления

Андрей Буханцов

Shutterstock

В течение последних двух десятилетий сельское хозяйство России совершило качественный рывок. Страна, которая когда-то зависела от импорта продовольствия, превратилась в мирового лидера экспорта продукции АПК. Этот успех стал возможен благодаря внедрению передовых технологий и грамотному управлению. Основой продовольственной безопасности и примером успешной адаптации к вызовам времени стали агрохолдинги — крупные компании, управляющие процессами от поля до прилавка. Какие существуют модели управления агрохолдингами и как выбрать одну из них, расскажет автор этой статьи.

Сейчас Россия не только в полной мере обеспечивает себя продовольствием, но и стала значимым игроком на мировых рынках. Этому способствовали как обширные территории страны, богатые природными ресурсами, так и стремительно развивающиеся системы управления, которые стали ключевым фактором успеха. В условиях глобальной конкуренции, санкционного давления и роста себестоимости производства эффективное управление становится обязательным. От выбранной модели управления многое зависит: устойчивость бизнеса, его доходность и конкурентоспособность. При этом текущие модели управления — это не просто локальный опыт, но и пример для изучения на мировом уровне.

При разговоре о современных бизнес-моделях агробизнеса важно помнить, что каждая из них — это не просто способ управления, а отражение определенной философии ведения дела. Как говорится, «бытие определяет сознание, а сознание — бытие». Так и здесь: то, как управляется бизнес, напрямую связано с тем, какую стратегию выбрала компания.

Бизнес-модели агрохолдингов

Какие же существуют варианты? Во-первых, собственно вертикально интегрированные компании. Представьте: компания производит зерно, перерабатывает его на комбикорм, этим кормом кормит животных, получает мясо, затем делает из него колбасу. После продает в магазинах под собственным брендом, а иногда даже и в собственных торговых сетях. Продажи самого зерна другим бизнесам минимальны, основным источником дохода для компании являются мясные полуфабрикаты, продаваемые в рознице.

Безусловно, у этой стратегии есть сложности. Многие ошибочно считают, что можно просто собрать урожай, упаковать его в красивую упаковку и сразу получить прибыль. Но чтобы довести продукт до полки, компании нужно разбираться в маркетинге: быть способной разработать систему ценностей бренда, самостоятельно изучить целевую аудиторию, брендировать продукт и выбрать эффективную коммуникационную стратегию.

Преимущества очевидны — высокая маржинальность и узнаваемость бренда. Однако управление такой структурой — достаточно трудная задача и требует гораздо бо́льших компетенций, чем при выборе других бизнес-моделей: нужно собирать разностороннюю команду и уметь ею управлять, а также постоянно развивать различные сквозные компетенции как для производственных, так и для коммерческих процессов.

Есть и другой подход — пусть каждый занимается своим делом. В таких случаях холдинги строятся так, чтобы растениеводство, животноводство, переработка и трейдинг существовали как отдельные направления. Это похоже на соседей, которые иногда помогают друг другу, но в основном живут своей жизнью. В чем его преимущества? Если в одном направлении возникнут трудности, это не так сильно ударит по остальным. Например, засуха снизила урожайность — растениеводство просело, а переработка или трейдинг остались на плаву. Однако такой подход требует больших затрат. Каждое подразделение — это свой управленческий аппарат, а значит, увеличиваются расходы на каждое предприятие. Кроме того, теряется синергия: когда бизнесы не связаны между собой, они упускают возможности для совместного роста.

Третий вариант для тех, кто не хочет зависеть от внешних поставщиков. Эти компании стремятся все производить сами: семена, СЗР; они также самостоятельно поставляют технику, а некоторые уже даже строят заводы по производству запчастей к ней. Такой подход снижает затраты и риски управления ядра бизнеса. Но и он неидеален. Представьте, что где-то в этой цепочке возник сбой: например, техника сломалась, а запчасти еще не произведены. Это вызовет эффект домино: одна проблема потянет за собой другую и приведет к простоям на производстве.

И наконец, экстенсивная модель. Здесь все просто: компания покупает больше земли, строит больше ферм и таким образом наращивает свои мощности. При этом можно максимально стандартизировать работу компании — каждый новый филиал будет работать по уже отлаженным стандартам.

Конечно, в таком случае рентабельность ниже, чем при использовании других моделей. Но за счет увеличения масштаба компании все равно наращивают свою прибыль. Такая модель — выбор тех, кто готов идти на компромисс между доходностью и стабильностью.

Важно отметить, что описанные подходы не обязательно должны внедряться обособленно. На российском рынке существуют примеры компаний, которые, наоборот, делают ставку на синтез моделей для оптимизации производства, повышения эффективности и максимизации прибыли.

Корпоративный центр

Когда мы говорим о корпоративном центре (КЦ), сразу возникает вопрос: какую роль он вообще должен играть? Это как главный штаб: можно отдавать приказы, можно разрабатывать стратегию, а можно вообще не вмешиваться, предоставив свободу действий. Однако необходимо обратить внимание на то, что корпоративные центры бывают разными, и у каждого из них своя миссия.

Рассмотрим все варианты. Например, есть модель «Финансовый холдинг — портфельный инвестор». Представьте, что корпоративный центр — это инвестор, который вкладывает деньги и ждет отдачи. Его задача — купить, согласовать стратегию, возможно, продать актив, но никак не участвовать в операционной деятельности. Ему важен только финансовый результат. Он не командует: «Сейте пшеницу и подсолнечник!», а просто говорит: «Я вложил деньги, хочу видеть 15 % годовых». Такая роль КЦ удобна для предприятий, поскольку они сохраняют управленческую независимость, обладают гибкостью в принятии решений и в то же время могут не заниматься стратегическими вопросами компании.

Другая модель — «Стратегический архитектор — генератор идей». В этом варианте КЦ уже не только вкладывает деньги, но и думает о развитии. Представьте продюсера, который разрабатывает сценарий, но не снимает фильм сам. Он задает стратегические цели, следит, чтобы все шло по плану, но в операционную деятельность вмешивается минимально. Стратегический архитектор — это проводник изменений. Он видит рынок, замечает тренды, понимает, куда двигаться, чтобы не просто удержаться на плаву, но и захватить новые рынки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Для цифровизации отрасли нужны кадры и инфраструктура Для цифровизации отрасли нужны кадры и инфраструктура

Почему уровень цифровизации в АПК остается невысоким?

Агроинвестор
Начни с себя Начни с себя

В чем разница между любовью к себе и эгоизмом?

Лиза
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага Как завести отношения с помощью сайтов знакомств: 4 шага

Найти отношения через сайты знакомств можно, но придется запастись терпением

Psychologies
Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты» Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историй
«Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью «Родился без кожи на ножках»: мотивирующая история о том, как мать особенного ребенка научилась жить полной жизнью

Последние 10 лет жизнь Виктории Ключниковой была наполнена тяжелыми вызовами

Psychologies
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей

Как Наталья Кремнева, несмотря на инвалидность, запустила свое медиа

Forbes
Тактильное искусство Тактильное искусство

Где искать интересную мебель и каким материалам отдать предпочтение в интерьере?

СНОБ
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Игорь Пасечник Игорь Пасечник

Стоит ли восстанавливать давно разрушенное?

Собака.ru
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
Новый роман Новый роман

7 черт партнера, которые должны насторожить в начале отношений

Лиза
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
Гений места Гений места

Кто придумал создать музей-квартиру барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова

Собака.ru
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...» Ольга Хохлова: «Михалков зашел в гримерку, я так разволновалась, что кинулась ему на грудь и расцеловала...»

Я учусь смиряться, принимать себя

Коллекция. Караван историй
Психологический портрет: что такое панические атаки Психологический портрет: что такое панические атаки

Что испытывает человек при приступах паники?

Forbes
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Давай поговорим Давай поговорим

7 опасных болезней, которые вызывает невысказанная обида

Лиза
Я прививки не боюсь Я прививки не боюсь

Как уберечь от инфекции домашнего любимца

Лиза
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Открыть в приложении