«Нас не научили ухаживать за отношениями с другим»
Все больше людей живут в одиночестве, у многих нет партнера и детей. При этом мы вполне можем чувствовать себя хорошо, жить насыщенной социальной и профессиональной жизнью, не чувствуя ущербности. Наоборот, одиночество многие переживают скорее как ресурс или как свободу. С другой стороны, возможно, психологи «перегнули палку», апеллируя к самодостаточности и опоре на себя. Мы иногда забываем, что другие люди – хорошо в том числе для нас самих. Имея с ними дело, мы сами меняемся к лучшему.
Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Пора уже призывать людей открыться друг другу или важнее говорить, что наш путь сейчас – самодостаточность?
Светлана Кривцова:Вы же разговариваете с психотерапевтом, а значит, нет никаких общих правил. Психотерапевты рассматривают каждую жизненную ситуацию как несравнимую с другой, уникальную. В одной жизненной ситуации хорошо развивать самодостаточность и независимость, учиться отстаивать границы. А в другой – наоборот, важно идти к людям, открываться, рисковать. Тут нет единого правила для всех. Хотя, конечно, вы правы, что изменились приоритеты.
Наше поколение 40–50-летних воспитано на коллективистских ценностях: всем миром, всем колхозом. А современная культура построена на большой ценности индивидуализма. Мы действительно отличаемся в культурологическом аспекте. Наша Октябрьская социалистическая революция была во многом похожа на французскую революцию. Они обе были великие. Но французская революция отстаивала равенство и братство, интересы, права и свободы одного человека, каждого индивидуально. А наша Октябрьская революция никогда не говорила об индивидуальных свободах: только о свободе для определенного класса, класса рабочих и крестьян. Которые, правда, своих свобод так и не увидели, но идеи коллективизма были приняты очень хорошо.
И все-таки, возвращаясь к отношениям: какое место они занимают в нашей жизни?
Отношения – одновременно и самое прекрасное, что с нами происходит в жизни, и самое страшное: опасное и драматическое. Отношения могут уничтожить, а могут возродить. Как экзистенциальный психотерапевт я работаю на методологических основаниях экзистенциализма и могу только повторить его основной тезис: ни один человек не может быть самодостаточным.
Мы не рождаемся самодостаточными, несмотря на то, что можно выжить и даже всю жизнь прожить одному. По своей природе человек нуждается в дополнении
Мы не рождаемся самодостаточными, несмотря на то, что можно выжить и даже всю жизнь прожить одному. По своей природе человек нуждается в дополнении. Этим дополнением может быть что-то, лежащее вне человека: другой человек, дело. Прежде всего мы говорим о связях с другими людьми. Эти связи мы создаем, за ними ухаживаем, а иногда рвем или они сами истончаются и «скисают», если мы за ними не ухаживаем.
Философ Мартин Хайдеггер говорил о том, что человек рождается в паутине отношений. Фактически он вступает в отношения еще до того, как может осознанно об этом подумать. А дальше он может выбрать среди них те, за которыми захочет ухаживать, в которые будет готов вкладываться. Если присмотреться, то у нас сотни отношений. Мы в отношениях с теми людьми, кого мы и лично-то не знаем. Со всем, что нас как-то затронуло, у нас уже есть отношения.