За год «Долина овощей» увеличила выручку вчетверо благодаря теплицам

РБКБизнес

Тема номера / Агро

Космические огурцы

Бренд «Долина овощей» пробился на рынок с помощью теплиц высок

В 2013 году на месте теплиц «Липецкагро» было чистое поле. За прошедший год предприятие нарастило выручку в четыре раза, до 2,3 млрд руб., а бренд «Долина овощей» занял место на прилавках крупных ретейлеров рядом с совхозом «Московский» и «Белой дачей». Технологичные теплицы пятого поколения уже окупились, и основатель компании ставит перед ней крайне амбициозные задачи

Текст: Анна Кожухарь
Фото: Владислав Шатило

В апреле тепличное утро огурцов начинается ровно в 7:00 — но со смещением светового дня сдвинется и оно. Подсветка становится менее яркой, давление повышается на 20 Па в сравнении с уличным, влажность достигает 80%. Из особых «домиков» вылетают 5 тыс. шмелей: все домики открываются нажатием специальной кнопки в центре управления теплицей, общая площадь которой достигает 40 га.

Шмелей закупают в Нидерландах по $100 за улей, в который входит порядка трех сотен насекомых. Цикл жизни шмеля — от четырех до восьми недель, за это время он успевает опылить около миллиона соцветий помидора и огурца. За оптимальной жизнедеятельностью шмелей следит специальный аналитический отдел, который подбирает им прикорм, регулирует циклы сна и бодрствования и даже следит за аккуратностью работы, перенаправляя, например, молодых неопытных шмелей на простые участки. Всем этим посменно занимаются 20 человек со специальным образованием.

Между погружением семени в питательный раствор и появлением рассады огурца проходит 20 дней, а еще через три недели получают первый урожай. Один куст огурца живет четыре-пять месяцев, в  среднем с квадратного метра собирают 168 кг овощей

Описание выглядит футуристично, но это реальное предприятие компании «Липецкагро», работающей под брендом «Долина овощей». Жители Данковского района Липецкой области прозвали тепличный комплекс «космической станцией» — за необычайно яркое желтое свечение по ночам.Теплица появилась здесь четыре года назад, основал ее Дмитрий Лашин, кандидат физико-математических наук и автор программного обеспечения теплицы, которое позволяет удаленно выпускать тысячи шмелей, смешивать составы для питания растений, менять давление и контролировать любые процессы.

Лашин работал программистом в компании своего отца Александра Лашина и дяди Игоря Соколова— «Фито», которая занимается производством отечественного оборудования для теплиц. Задачей Лашина была разработка ПО для управления климатом. Отец и дядя стали соинвесторами Дмитрия: сейчас им принадлежит по 12,5% акций тепличного комплекса, еще 12,5% — у самого Дмитрия, остальные 62,5% распределены между другими партнерами.

Дмитрий вспоминает, что в какой-то момент заинтересовался так называемыми теплицами пятого поколения, которые в России тогда еще никто не покупал из-за сложности управления и высоких цен на оборудование. Вместе с инжиниринговой компанией «Тепличные технологии» решили сделать собственную «пятерку». «Хотели начать с одного опытного образца, но потом появился бизнес-план и стало понятно, что можно сделать самостоятельное полноценное предприятие», — рассказывает он.

Что такое теплицы пятого поколения и чем они отличаются от предыдущих, Лашин может объяснять часами. Он один из авторов этой классификации по поколениям. По его словам, 90% всех тепличных комплексов сейчас «четвертые». Они работают без зимнего света: в зависимости от региона овощи растут только с марта по октябрь, плюс-минус месяц. Одна из основных особенностей «пятых» — они работают круглый год и сами себя охлаждают.

Главная проблема традиционных комплексов — постоянный перегрев, с которым борются с помощью расположенных на крыше форточек проветривания. В эти форточки попадают насекомые, которые поедают растения, поэтому теплицы приходится обрабатывать специальными химическими соединениями. В теплицах пятого поколения применяется рециркуляция и кондиционирование внутреннего воздуха, поэтому форточки почти не нужны. Давление внутри теплицы на 20 Па выше, чем снаружи, и насекомые не могут туда залететь — обработка ядами от вредителей больше не нужна. В штате комбината даже нет звена химзащиты.

Сама концепция выращивания овощей на закрытом грунте не российская: она принадлежит голландцам. Теплица впервые появилась в конце XVIII века: голландские моряки очень хотели разводить в своих более суровых климатических условиях французский виноград и делать собственные вина. Это был деревянный домик с землей внутри и большими окнами на потолке. Во внешнем виде теплиц с тех пор принципиально ничего не изменилось, а вот современная «начинка» способна превратить тепличные хозяйства в сверхдоходный бизнес.

В основе работы пятого поколения тоже голландская технология UltraClima. Управление микроклиматом полностью автоматизировано, воздух подается через перфорированные рукава, расположенные под грядками. Система придает ему необходимую температуру, регулирует влажность, добавляет СО₂ и доставляет его каждому растению индивидуально. Агроном контролирует процесс, сидя за компьютером. Основываясь на показаниях системы, он может изменять климатические показания теплицы в режиме онлайн.

Земли в теплице нет вообще: все гибриды огурцов и томатов выращиваются из голландских семян Rijk Zwaan и Monsanto на так называемой каменной вате. Это пористое минеральное соединение, в котором находятся корни растения. К нему подведены трубки индивидуального орошения, которые доставляют питательные вещества.

Длинные ряды грядок напоминают больницу, в которой каждый куст огурцов и помидоров — пациент на индивидуальной системе жизни обеспечения. В таких условиях в теплице созревают 120 т салата, огурцов и томатов ежедневно. По словам регионального представителя голландской компании Grodan (крупнейший производитель грунта и тепличных продуктов) Алексея Куренина, на сегодняшний день «Липецкагро» — это «самый большой работающий и коммерческий успешный пример использования теплиц пятого поколения в России».

Экономика шоу-рума

Ольга Толмачева, директор по производству «Долины овощей» и соучредитель компании, ради работы в этом проекте переехала в Липецкую область из Москвы. «В каком-то смысле эти теплицы — выставочный образец: мы приводим сюда гостей, журналистов, потенциальных заказчиков, чтобы показать самые передовые вариации оборудования и технологий работы, — говорит она. — Это овощной шоу-рум. Просто еще и прибыльный».

В 2015 году, согласно «СПАРК-Интерфакс», ООО «ТК «Липецкагро» получило 145 млн руб. чистой прибыли при выручке в 571 млн руб., а торговый дом «Долина овощей», который продает только овощи одноименного бренда, — почти 1,5 млн руб. чистой прибыли при выручке 171 млн руб. По словам Толмачевой, выручка «Липецкагро» за 2016 год составляет 2,3 млрд руб., торгового дома — 300 млн руб.

Цифры прибыли могли бы быть еще значительнее, но одна из самых больших затрат компании на сегодня — проценты по кредиту, говорит Дмитрий Лашин. Постройка тепличного комплекса обошлась в 7,6 млрд руб., 1,5 млрд руб. из них вложили Лашин и партнеры, еще 6,1 млрд руб. — кредит Сбербанка, выплаты по которому составляют до 30% затрат «Липецкагро». По словам Лашина, больше уходит только на энергоносители: газ и электричество. Теплицы пятого поколения круглогодично работают в замкнутом цикле: дополнительно отапливать и освещать их нужно в течение всего года, а не только в холодное время.

Толмачева говорит, что у них есть все самые технологичные разработки и в плане освещения на данный момент: лампы голландской Gavita и российской «Рефлакс». Стоимость одного светильника варьируется от 12 тыс. до 60 тыс. руб., он может непрерывно работать около 60 тыс. часов. На 40 га тепличного комплекса сейчас 70 тыс. светильников. Им требуется много энергии.

На территории комплекса есть газовая электростанция, вырабатывающая 20 МВт — примерно половину необходимого теплицам электричества. «Мы довольно далеко от крупных энергетических центров, поэтому приходится, например, прокладывать за свой счет линию электропередачи в Лебедянь, это тоже значительные расходы», — рассказывает Лашин. По его словам, изначально тепличный комплекс планировали строить в Ростовской области, но местные власти сообщили, что подвести коммуникации смогут только через три года. «В администрации Липецкой области нас поддержали мгновенно и подвели трубы за считаные месяцы», — рассказывает бизнесмен, добавляя, что губернатор Олег Королев даже несколько раз приезжал в теплицы и «остался под впечатлением от процесса».

Местной администрации этот проект интересен в том числе потому, что здесь работают только местные кадры из соседнего Данкова. «У нас ни одного приезжего, кроме меня и Ольги Толмачевой, обучили всех на месте и принципиально не приглашаем приезжих, чтобы не было «перебежек» с нашего производства на другие», — рассказывает Лашин. В «Липецкагро» работают около 600 человек. Большая часть из них занята ручным сбором овощей. Толмачева говорит, что «это фактически единственный процесс, который невозможно автоматизировать». Однако и здесь есть технические нововведения.

На каждой грядке есть штрихкоды для разных типов работы. Приступая к сбору, сотрудник отмечается, прикладывая индивидуальный прибор учета к штрихкоду грядки. Таким образом, все собранные им овощи автоматически взвешиваются в конце дня и на основании отношения времени к весу и качеству сборщики получают дополнительные бонусы.

Томаты гораздо прихотливее огурцов и растут дольше. 45 дней требуется только рассаде, и еще 2,5 месяца проходит до первого урожая. Куст помидоров за 11 месяцев роста достигает длины 15 м
Выпускник МГУ Дмитрий Лашин разрабатывал ПО для управления микроклиматом в теплицах, которое теперь контролирует все процессы в  «Липецкагро»

До самых до окраин

Основные рынки сбыта компании находятся довольно далеко от производства: в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске. «Я не могу сказать точно, сколько в килограмме продукции огурца стоит его перевозка конкретно в Челябинск, но в общей структуре предприятия затраты на логистику по прошлому году составили 4,8%, — говорит Лашин. — Если вы покупаете огурец за 100 руб., то 4,8 руб. — это логистика. По Челябинску чуть больше, по Москве чуть меньше».

Система доставки «Долины овощей» сделана по принципу логистических центров. Их четыре: в Москве, Липецке, Санкт-Петербурге и Челябинске. Томаты, огурцы и салат перевозятся на фурах без упаковки для экономии места. В каждом городе они сортируются и упаковываются, а потом отправляются в розничные сети. Сейчас в четырех центрах обрабатывают до 180 т овощей ежедневно.

Лашин говорит, что система создавалась параллельно со строительством тепличного комплекса и работает «очень слаженно». За продажами в крупных продуктовых сетях будущее компании, уверен он: «Требования сетей к упаковке и штрихкоду индивидуальны по регионам, поэтому нам необходимо как можно больше логистических центров по всей стране, чтобы увеличить покрытие».

Компания заявляет, что продукты бренда «Долина овощей» есть в X5, «Ленте», «Метро», «О'кей», «Дикси» и «Магните». В пресс-службе сети «Дикси» журналу РБК подтвердили, что уже больше года у них продаются томаты и огурцы «Долины овощей» в Северо-Западном, Центральном и Уральском регионах. Вместе с основными поставщиками свежих овощей вроде агрофирмы «Выборжец», «ТТР Трейд» и агрокомбината «Южный» они закрывают 86% всего ассортимента огурцов и 73% томатов (остальное приходится на импорт). В X5 также подтвердили, что томаты, огурцы и салат бренда «Долина овощей» представлены в нескольких сетях группы.

Бизнесмен честно признается, что с сетями очень сложно договориться — молодой бренд принимали неохотно. Чтобы просто появиться в тех или иных магазинах, товар часто приходилось продавать ниже себестоимости. «Это похоже на биржу: поступила информация, что в порт Питера зашел груз отборных томатов из Марокко, мгновенно начинаются переговоры о закупочной стоимости на ближайшие две недели для супермаркетов по помидорам», — рассказывает Лашин.

По его оценке, емкость рынка так велика, что места на нем хватит всем. «Мы открывали компанию еще до [продуктового] эмбарго, потому что даже с учетом всех присутствующих на рынке импортных продуктов ниша была почти свободна», — утверждает бизнесмен. Аналитики консалтинговой компании «Амико» с Лашиным в целом согласны: там отмечают рост потребительского спроса на свежие овощи, в частности на огурцы и помидоры, а также что в последнее время наблюдается отток потребителя с рынков в супермаркеты.

Сейчас цены на фрукты, овощи и грибы в торговых сетях практически не отличаются от цен на открытых рынках. По данным Росстата, в 2016 году средняя наценка на 1 кг огурца на рынках составляла 117%, в магазинах и супермаркетах — 122%.

Аналитики отрасли из агентства Tebiz Group убеждены, что только рынок томатов в натуральном выражении сократился на 4,3% из-за отсутствия импортных поставщиков. «Это не значит, что люди стали меньше есть, скорее, у них стало меньше выбора», — подчеркивается в исследовании Tebiz Group.

В связи с этим у Лашина действительно глобальные планы: к 2020 году компания хочет иметь 120 га теплиц по всей России, восемь региональных сортировочных центров и занимать третье место в России по объему производства. Сейчас, по оценке «Амико», лидерами по производству свежих овощей — в это определение входят вместе с огурцами, томатами и салатами паприка, баклажаны, капуста, которые «Долина овощей» не производит, — являются АО «Агрокомбинат «Московский» (6,5% рынка), комбинат «Майский» (6%) и агрокомбинат «Южный» (4,5%).

«Теплицы как космические корабли — это будущее сельского хозяйства, от которого никуда не деться: все будет расти в замкнутых системах круглый год и не вредить окружающей среде», — уверен Дмитрий Лашин. — «Сколько бы мы ни убеждали себя, что нужно «свое с грядки и на натуральном навозе», действительно экологичные продукты получаются только при высокотехнологичном подходе», — добавляет он.— «И сейчас есть шанс стать первопроходцами в этой сфере».

51% импортных томатов в РФ приходился на Турцию в 2015 году

4,3 млн т будет составлять количество потребляемых томатов на территории РФ к 2021 году

106 кг свежих овощей в год потребляет житель России

194 кг — житель США 38% жителей России регулярно потребляют свежие огурцы.

32% — свежие томаты

Источники: Исследование «Российский рынок свежих овощей» компании «Амико», Росстат, ФТС, Tebiz Group

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых стильных 2018 – Россия 100 самых стильных 2018 – Россия

Традиционный рейтинг самых стильных людей России

GQ
Путь к себе Путь к себе

Что нам мешает полюбить себя?

Добрые советы
Castle Dish – испанский ресторан со странным названием и гениальным мясом Castle Dish – испанский ресторан со странным названием и гениальным мясом

Главный хит испанского ресторана Castle Dish – говядина

GQ
Джек Ма и его «короли солдат»: в России выходит книга о создателе Alibaba Джек Ма и его «короли солдат»: в России выходит книга о создателе Alibaba

Отрывок из книги «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица»

Forbes
Третий сон Бананана Третий сон Бананана

Жизнь после кино: легендарной «Ассе» 30 лет.

Русский репортер
Дар Лизы Дар Лизы

Очерк Ксении Соколовой о Елизавете Глинке.

СНОБ
Мальчики и «мажор» Мальчики и «мажор»

Создатели самого популярного русского сериалa об успехе.

GQ
Ридли Скотт Ридли Скотт

Мэтр не растерял запала: триллер «Чужой: завет» будет реально страшным!

L’Officiel
Владислав Наставшев. Один на льдине Владислав Наставшев. Один на льдине

Интервью с Владиславом Наставшевым.

СНОБ
Гуляй, шальная? Гуляй, шальная?

Чем сейчас живет Линдси Лохан и в чем причина ее духовного роста

L’Officiel
BMW M2 против Ford Focus RS BMW M2 против Ford Focus RS

Мехатроника, способная подарить несравненное удовольствие от вождения

Quattroruote
Как остановить живодерство Как остановить живодерство

Владимир Панов: «Я не защитник животных»

Русский репортер
Второй Рим Второй Рим

В экономике России можно найти немало сходства с хозяйством Древнего Рима

Forbes
Раннее развитие: зачем это детям и... родителям? Раннее развитие: зачем это детям и... родителям?

Отвечают ли модные методики раннего развития потребностям детей

Psychologies
«Халва» и «Совесть»: достоинства и недостатки карт беспроцентной рассрочки «Халва» и «Совесть»: достоинства и недостатки карт беспроцентной рассрочки

«Халва» и «Совесть» — прорыв года или всего лишь очередная банковская карта?

Forbes
Жесткая посадка Жесткая посадка

Геннадий Иозефавичус ужасается нравам современных авиапассажиров.

GQ
Самые молодые участники списка Forbes — 2017 Самые молодые участники списка Forbes — 2017

Как до 40 лет войти в топ-200 богатейших российских предпринимателей

Forbes
Замучили колики? Спешим на помощь малышу! Замучили колики? Спешим на помощь малышу!

Почему возникают колики, являются ли они заболеванием и как помочь малышу?

9 месяцев
Дорога на Уолл-Стрит: как маркетолог из Москвы построила карьеру в Нью-Йорке Дорога на Уолл-Стрит: как маркетолог из Москвы построила карьеру в Нью-Йорке

Путь от консультанта с туристической визой до владелицы собственного бизнеса

Forbes
Выйти из тени Выйти из тени

Ирина Безрукова: о том, как ей удается жить в состоянии постоянной конкуренции.

Добрые советы
Галатея эпохи поп-арта Галатея эпохи поп-арта

Феномен эротических комиксов

The Rake
Американская мечта Американская мечта

Партнерство с Nike помогло Георгию Генсу заработать 4 млрд рублей за год

Forbes
Ford Focus Ford Focus

В начале 2018 года представят и следующее поколение Focus

Quattroruote
Малыш, ты меня волнуешь Малыш, ты меня волнуешь

Фигуристка Евгения Медведева — о победах и пьедесталах.

Tatler
Сборная «Матч ТВ» Сборная «Матч ТВ»

Канал «Матч ТВ» поделился с нами своими главными победами: своими ведущими.

Maxim
Магнитный щит для Марса: сработает ли идея NASA по терраформированию красной планеты? Магнитный щит для Марса: сработает ли идея NASA по терраформированию красной планеты?

Как NASA хочет вернуть Марсу атмосферу и в дальнейшем изменить климат планеты

Forbes
Наталья Бондарчук: Мужчина моей жизни Наталья Бондарчук: Мужчина моей жизни

Есть вещь, которая важнее бессмертия

Караван историй
Директор — Ирина Апексимова Директор — Ирина Апексимова

Как Ирине Апексимовой удается не только руководить театром, а еще и играть в нем

L’Officiel
Максим Фирсов и Сергей Полиссар Максим Фирсов и Сергей Полиссар

Создатели сервиса доставки еды Foodfox о своем бизнесе.

GQ
Toyota Prius Toyota Prius

Он все так же способен проезжать по 20 км на одном литре бензина

Quattroruote
Открыть в приложении