Рождение тюрьмы

kiozk originalsИстория

Надзирать и наказывать

Рождение тюрьмы

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969) и «История сексуальности» (1976 – 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности. В книге «Надзирать и наказывать» (1975) Фуко анализирует изменения, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху

0:00 /
1280.868

Для кого эта книга?

Именно пенитенциарная и судебная системы наиболее ярко отображают общественное устройство в целом. Так что по истории тюрьмы вполне возможно проследить историю всего человечества! В книге «Надзирать и наказывать» знаменитый философ Мишель Фуко рассказывает, какую роль играет надзор в тюрьмах классической и современной ему эпох. Сегодня в самых прогрессивных странах заключение – это способ вернуть человека в социум, сделать его продуктивным и безопасным членом общества. Если же это невозможно – нужно просто изолировать преступника. Но наказание не является целью исправительной системы в наиболее развитых государствах. К сожалению, многие тюремные системы мира – а вместе с ними и сами страны, где функционируют такие системы – до сих пор организованы в соответствии с концептом дисциплинарной власти. Их задачей является именно наказание, подавление индивидуальности, воли и получение дешевой рабочей силы. Почему и для чего так устроена тюрьма, вы узнаете из нашего обзора книги «Надзирать и наказывать».

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Надзирать и наказывать» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Понять общество через микрокосм его судебной и дисциплинарной систем.

На первый взгляд важность тюрем может показаться неочевидной. Да, тюрьмы являются неотъемлемой и общепринятой частью нашей правовой системы, но большинству из нас они не кажутся чем-то примечательным.

Конечно, это не так. Как утверждает Мишель Фуко, всего лишь несколько сотен лет назад картина была иной: во время следственных процессов подозреваемые регулярно подвергались пыткам, а осужденных преступников жестоко и бесчеловечно казнили у всех на виду для демонстрации воли государя и в качестве примера для народа.

Эта книга прослеживает возникновение тюрьмы и рассказывает, как менялась индустриальная эпоха под влиянием идей Просвещения, когда общественные потребности и ценности претерпевали радикальную трансформацию.

Но не все так просто, – утверждает Фуко. Мы не должны хвалить себя за то, что наказание со временем стало более «гуманным». На самом деле, индустриальная эпоха принесла людям еще более глубокое чувство заточения – ведь все общество стало прикованным к промышленной машине.

Если мы поймем, как функционируют тюрьмы, то сможем понять, на чем основано современное общество.

Из этого обзора вы узнаете:

  • о странной связи между вспышкой чумы и организацией индустриальных обществ;
  • как спроектировать тюрьму;
  • и почему экзамены на самом деле являются наказанием.

В XIX веке публичное телесное наказание сменилось на невидимое наказание души.

2 марта 1757 года жители Парижа стали свидетелями ужасного зрелища.

Робер-Франсуа Дамьен, служивший вначале солдатом, а затем слугой, был публично казнен перед ревущей толпой за попытку покушения на французского короля Людовика XV.

Казнь, состоявшаяся на Гревской площади, отличалась исключительной жестокостью. После многочисленных публичных пыток Дамьен был четвертован. Казнь продолжалась целых четыре часа, и в общем окончилась неудачей (лошади не смогли разорвать тело преступника сразу, и палачу пришлось сначала раздробить его суставы).

Но эта казнь была последней в своем роде. После Дамьена казнь через четвертование более во Франции не применялась, к концу XVIII века в Европе наказание как публичное зрелище было уже не в моде. К наказанию был применен новый подход: теперь оно должно был проходить за закрытыми дверями и по расписанию.

В XIX веке, менее чем через сто лет после казни Дамьена, новый стиль наказания был кодифицирован в таких текстах, как «Распорядок дня “Парижского дома малолетних заключенных”» французского политика Леона Фоше.

День заключенных начинался в пять утра, когда их будили удары барабана. Без четверти шесть они уже были на работе. Кормили их в десять, занятия начинались без двадцати одиннадцать. С часу до семи – снова работа. Затем, в половине восьмого, камеры запирали на ночь, и объявлялся комендантский час.

Такой режим означал, что характер наказания изменился. Оно перестало быть публичным выражением воли суверенных правительственных сил. Теперь бюрократические наказания сливались с определенными тюремными сроками и жесткими графиками.

Если раньше центральное место в концепции наказания занимали телесные страдания и боль, то теперь гораздо более важным аспектом считалась душа преступника.

Очень легко подумать – и многие историки разделяют это мнение – что снижение суровости наказания указывает на некий прогресс, на развитие гуманности.

Но Фуко считает, что это не так, и что изменилась лишь цель наказания. Она больше не состояла в том, чтобы сломить тело преступника – теперь наказание было нацелено на сердца и умы людей, на их мысли и волю.

В процессах дознания и наказания повсеместно использовались пытки, а публичное наказание подчеркивало власть правителя.

Изменение подхода к наказанию в конце XVIII века не произошло само собой, в этом изменении была своя логика. Философы эпохи Просвещения начали критиковать применение пыток, называя их отголоском Средневековья, когда нормой считались жестокость и дикость.

В конце XVIII века пытки не считались садистским актом. На самом деле, это были строго регламентированные действия, и правилами регулировалось все – от длины используемых веревок до частоты применения того или иного инструмента пыток.

Кроме того, пытки были не просто частью наказания – они также рассматривались как основной аспект уголовного расследования. Если кто-то оказывался под подозрением, все дальнейшее расследование состояло в том, чтобы подвергнуть подозреваемого пыткам. Если человек сознавался под пытками, что совершил то, в чем его обвиняют, это признание само по себе считалось доказательством вины. Других доказательств уже не требовалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космос Космос

Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации

kiozk originals
Исаак Ньютон Исаак Ньютон

Вся правда о легендарном ученом

kiozk originals
Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города

Очень странные автомобили, которых можно встретить на дорогах общего пользования

РБК
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Не смертельно, но неприятно: как убрать зуд при ожоге крапивой Не смертельно, но неприятно: как убрать зуд при ожоге крапивой

Как снять зуд и жжение и на что обратить особое внимание при ожоге крапивой

Cosmopolitan
Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось Черная быль. Что именно произошло на Чернобыльской АЭС и чем все кончилось

С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло уже много лет

Maxim
Вещи и бессознательное: о чем мы фантазируем в кабинете аналитика? Вещи и бессознательное: о чем мы фантазируем в кабинете аналитика?

Несколько любопытных наблюдений психоаналитика Ирины Сизиковой

Psychologies
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
«У нас есть система. И она сработала»: Уоррен Баффет о секрете США, своих главных учителях и воспитании детей «У нас есть система. И она сработала»: Уоррен Баффет о секрете США, своих главных учителях и воспитании детей

Уоррен Баффет о воспитании детей, наследовании капиталов и отказе от роскоши

Forbes
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
8 признаков, что девушка хочет тебя бросить 8 признаков, что девушка хочет тебя бросить

Возможно, пришло время потихоньку вывозить свою коллекцию ласт из ее квартиры

Maxim
Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений» Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Основатель Bubble Comics — о культуре восприятия комиксов в России

Maxim
В гостях — хорошо? В гостях — хорошо?

Почему критиковать отечество — естественно и необходимо

GQ
Необитаемая Земля Необитаемая Земля

Жизнь после глобального потепления

kiozk originals
«Солярис», «Армагеддон», «Контакт» и еще 7 фильмов про космос «Солярис», «Армагеддон», «Контакт» и еще 7 фильмов про космос

Фильмы о покорителях Галактики помогут морально подготовиться к полету в космос

РБК
Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018» Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Финалистки конкурса «Девушка года Playboy-2018»

Playboy
Судьба человека Судьба человека

25 сентября Сергею Федоровичу Бондарчуку исполнилось бы сто лет

Tatler
Без паники! Почему несовершенства снова в моде Без паники! Почему несовершенства снова в моде

Почему чрезмерный перфекционизм вреден

Cosmopolitan
Почему ты видишь в соцсетях дурацкую рекламу и как это исправить Почему ты видишь в соцсетях дурацкую рекламу и как это исправить

Почему реклама в соцсетях показывает тебе то, чем ты не интересуешься?

Maxim
Радио против видео Радио против видео

Автоматическая посадка крылатого летательного аппарата давно уже не фантастика

Популярная механика
Королев против Королева Королев против Королева

Вадик Королев: зачем драться, если можно петь и танцевать

Собака.ru
Сила воли Сила воли

Как перестать искать отговорки и перейти от желаний к действиям

kiozk originals
Игра в молчанку Игра в молчанку

Что такое синдром FOSO и как с ним жить

GQ
Татьяна Пилецкая Татьяна Пилецкая

Прима театра «Балтийский дом» и народная артистка России вернулась на киноэкраны

Собака.ru
Отчеты, пожары, сервисы: как не пожалеть о покупке битой машины Отчеты, пожары, сервисы: как не пожалеть о покупке битой машины

Что надо знать об автомобиле, побывавшем в ДТП, и как не ошибиться при покупке

РБК
Глава из книги Джона Скальци «В клетке. Вирус. Напролом» Глава из книги Джона Скальци «В клетке. Вирус. Напролом»

Впервые на русском языке выходит трилогия научного фантаста Джона Скальци

СНОБ
Битва роялями: из-за чего поругались Apple и Epic Битва роялями: из-за чего поругались Apple и Epic

Есть ли что-то общее у Тима Кука и Джона Рокфеллера

Maxim
Солнцестояние на острове проклятых: о чем новый сериал «Третий день» с Джудом Лоу Солнцестояние на острове проклятых: о чем новый сериал «Третий день» с Джудом Лоу

«Третий день» — оккультный триллер про альтернативную историю и Брекзит

Esquire
Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков

Спортивные драмы с амбициозными бюджетами и внушительными кассовыми сборами

РБК
Открыть в приложении