Рождение тюрьмы

kiozk originalsИстория

Надзирать и наказывать

Рождение тюрьмы

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969) и «История сексуальности» (1976 – 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности. В книге «Надзирать и наказывать» (1975) Фуко анализирует изменения, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху

0:00 /
1280.868

Для кого эта книга?

Именно пенитенциарная и судебная системы наиболее ярко отображают общественное устройство в целом. Так что по истории тюрьмы вполне возможно проследить историю всего человечества! В книге «Надзирать и наказывать» знаменитый философ Мишель Фуко рассказывает, какую роль играет надзор в тюрьмах классической и современной ему эпох. Сегодня в самых прогрессивных странах заключение – это способ вернуть человека в социум, сделать его продуктивным и безопасным членом общества. Если же это невозможно – нужно просто изолировать преступника. Но наказание не является целью исправительной системы в наиболее развитых государствах. К сожалению, многие тюремные системы мира – а вместе с ними и сами страны, где функционируют такие системы – до сих пор организованы в соответствии с концептом дисциплинарной власти. Их задачей является именно наказание, подавление индивидуальности, воли и получение дешевой рабочей силы. Почему и для чего так устроена тюрьма, вы узнаете из нашего обзора книги «Надзирать и наказывать».

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Надзирать и наказывать» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Понять общество через микрокосм его судебной и дисциплинарной систем.

На первый взгляд важность тюрем может показаться неочевидной. Да, тюрьмы являются неотъемлемой и общепринятой частью нашей правовой системы, но большинству из нас они не кажутся чем-то примечательным.

Конечно, это не так. Как утверждает Мишель Фуко, всего лишь несколько сотен лет назад картина была иной: во время следственных процессов подозреваемые регулярно подвергались пыткам, а осужденных преступников жестоко и бесчеловечно казнили у всех на виду для демонстрации воли государя и в качестве примера для народа.

Эта книга прослеживает возникновение тюрьмы и рассказывает, как менялась индустриальная эпоха под влиянием идей Просвещения, когда общественные потребности и ценности претерпевали радикальную трансформацию.

Но не все так просто, – утверждает Фуко. Мы не должны хвалить себя за то, что наказание со временем стало более «гуманным». На самом деле, индустриальная эпоха принесла людям еще более глубокое чувство заточения – ведь все общество стало прикованным к промышленной машине.

Если мы поймем, как функционируют тюрьмы, то сможем понять, на чем основано современное общество.

Из этого обзора вы узнаете:

  • о странной связи между вспышкой чумы и организацией индустриальных обществ;
  • как спроектировать тюрьму;
  • и почему экзамены на самом деле являются наказанием.

В XIX веке публичное телесное наказание сменилось на невидимое наказание души.

2 марта 1757 года жители Парижа стали свидетелями ужасного зрелища.

Робер-Франсуа Дамьен, служивший вначале солдатом, а затем слугой, был публично казнен перед ревущей толпой за попытку покушения на французского короля Людовика XV.

Казнь, состоявшаяся на Гревской площади, отличалась исключительной жестокостью. После многочисленных публичных пыток Дамьен был четвертован. Казнь продолжалась целых четыре часа, и в общем окончилась неудачей (лошади не смогли разорвать тело преступника сразу, и палачу пришлось сначала раздробить его суставы).

Но эта казнь была последней в своем роде. После Дамьена казнь через четвертование более во Франции не применялась, к концу XVIII века в Европе наказание как публичное зрелище было уже не в моде. К наказанию был применен новый подход: теперь оно должно был проходить за закрытыми дверями и по расписанию.

В XIX веке, менее чем через сто лет после казни Дамьена, новый стиль наказания был кодифицирован в таких текстах, как «Распорядок дня “Парижского дома малолетних заключенных”» французского политика Леона Фоше.

День заключенных начинался в пять утра, когда их будили удары барабана. Без четверти шесть они уже были на работе. Кормили их в десять, занятия начинались без двадцати одиннадцать. С часу до семи – снова работа. Затем, в половине восьмого, камеры запирали на ночь, и объявлялся комендантский час.

Такой режим означал, что характер наказания изменился. Оно перестало быть публичным выражением воли суверенных правительственных сил. Теперь бюрократические наказания сливались с определенными тюремными сроками и жесткими графиками.

Если раньше центральное место в концепции наказания занимали телесные страдания и боль, то теперь гораздо более важным аспектом считалась душа преступника.

Очень легко подумать – и многие историки разделяют это мнение – что снижение суровости наказания указывает на некий прогресс, на развитие гуманности.

Но Фуко считает, что это не так, и что изменилась лишь цель наказания. Она больше не состояла в том, чтобы сломить тело преступника – теперь наказание было нацелено на сердца и умы людей, на их мысли и волю.

В процессах дознания и наказания повсеместно использовались пытки, а публичное наказание подчеркивало власть правителя.

Изменение подхода к наказанию в конце XVIII века не произошло само собой, в этом изменении была своя логика. Философы эпохи Просвещения начали критиковать применение пыток, называя их отголоском Средневековья, когда нормой считались жестокость и дикость.

В конце XVIII века пытки не считались садистским актом. На самом деле, это были строго регламентированные действия, и правилами регулировалось все – от длины используемых веревок до частоты применения того или иного инструмента пыток.

Кроме того, пытки были не просто частью наказания – они также рассматривались как основной аспект уголовного расследования. Если кто-то оказывался под подозрением, все дальнейшее расследование состояло в том, чтобы подвергнуть подозреваемого пыткам. Если человек сознавался под пытками, что совершил то, в чем его обвиняют, это признание само по себе считалось доказательством вины. Других доказательств уже не требовалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чем вредны бананы? Чем вредны бананы?

Углеродный след обычных вещей и процессов

kiozk originals
Антология протеста Антология протеста

Чтобы победить полицейское насилие, Мартин Лютер Кинг не отвечал на него

Дилетант
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию

Что делать, если у него «грустный слоник» и как спасти положение

Cosmopolitan
Человек в поисках смысла Человек в поисках смысла

Теория поиска смысла жизни, которая помогает пережить ад на земле

kiozk originals

Как изменилась жизнь известных ведущих новостей?

Cosmopolitan
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
Хобби на черный день. Как продать самую дорогую в истории бейсбольную карточку за $3,9 млн Хобби на черный день. Как продать самую дорогую в истории бейсбольную карточку за $3,9 млн

Делец Дэйв Оанча зарабатывает миллионы на перепродаже редких карточек

Forbes
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Управляемый таракан, «сидячий» дрон и геккон со сменными ногами: что умеют роботы, которые копируют строение животных Управляемый таракан, «сидячий» дрон и геккон со сменными ногами: что умеют роботы, которые копируют строение животных

Как применяются природные структуры в робототехнике

VC.RU
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
7 фильмов о Франции 7 фильмов о Франции

Узнайте больше о молодых революционерах, прованских шато и французских классиках

GQ
Умиротворение Умиротворение

В августе 1940 года немецкие самолеты совершили первый налёт на Великобританию

Дилетант
Думай и богатей Думай и богатей

Золотые правила успеха

kiozk originals
Вопросы – это ответы Вопросы – это ответы

Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни

kiozk originals
«Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского — фильм об уроке советской истории, который нельзя прогулять «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского — фильм об уроке советской истории, который нельзя прогулять

«Дорогие товарищи» — черно-белая драма о расстреле демонстрации в Новочеркасске

Esquire
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Прожекторперисхилтон: история Пэрис Хилтон и феномен современной селебрити-культуры Прожекторперисхилтон: история Пэрис Хилтон и феномен современной селебрити-культуры

Как Пэрис Хилтон повлияла на современную культуру и культ потребления?

Esquire
«Воспитанные волками» — сериал Ридли Скотта о противостоянии андроидов и человечества, атеистов и верующих. Рассказываем, каким он получился «Воспитанные волками» — сериал Ридли Скотта о противостоянии андроидов и человечества, атеистов и верующих. Рассказываем, каким он получился

Что не так с sci-fi-сериалом про андроидов от режиссера «Чужого»

Esquire
Alibaba Alibaba

История мирового восхождения от первого лица

kiozk originals
Мультивселенные, междисциплинарность и локализация. Что происходит с креативными индустриями в России Мультивселенные, междисциплинарность и локализация. Что происходит с креативными индустриями в России

Как обстоят дела в индустриях видеоигр, искусства и новых медиа

СНОБ
Тарантино, Ди Каприо, Уилл Смит и Клинт Иствуд вспоминают школу Тарантино, Ди Каприо, Уилл Смит и Клинт Иствуд вспоминают школу

Герои обложек Esquire делятся школьными воспоминаниями

Esquire
20 фактов о кошках, которые вы могли не знать 20 фактов о кошках, которые вы могли не знать

Соседство людей и кошек длится порядка 9500 лет! Хорошо ли мы знаем их?

Популярная механика
Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника

Отрывок из биографии главного политтехнолога Третьего Рейха — Йозефа Геббельса

СНОБ
Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта

Почему с покупкой кроссовок и футболок все так непросто

Esquire
Никаких ограничений Никаких ограничений

Три автодрома, которые со всех точек зрения подойдут читателям Robb Report

Robb Report
Изменения мозга космонавтов объяснили нейропластичностью Изменения мозга космонавтов объяснили нейропластичностью

Почему у космонавтов меняется объем белого и серого вещества мозга

N+1
Как заниматься сексом с маленьким членом: лучшие позы и основные нюансы Как заниматься сексом с маленьким членом: лучшие позы и основные нюансы

Коллекция сексуальных поз, подходящих для пениса меньше среднего размера

Playboy
Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина» Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина»

Оксана Карас сняла фильм «Доктор Лиза» о благотворительнице Елизавете Глинке

Glamour
Слишком хорошая погода: что делать при солнечном ударе Слишком хорошая погода: что делать при солнечном ударе

Как не допустить солнечного удара и что делать, если он все же случился?

Cosmopolitan
Открыть в приложении