«На жестовом языке видят сны»: как Елена Максимова создала проект по поддержке глухих
Елена Максимова стала победительницей премии Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Лучший благотворительный проект». Созданная ею организация «Услышать тишину» сопровождает глухих беременных женщин, которые часто оказываются лишены информации и поддержки в самый сложный период жизни. Мы поговорили с Еленой о том, с какими ограничениями со стороны слышащего мира они сталкиваются и почему сообщество глухих — не столько про инвалидность, сколько про отдельную культуру.
— Что вас больше всего поразило при изучении русского жестового языка (РЖЯ)?
— Жестовый язык очень образный и красивый. Многое зависит от сопровождающих жест мимики, артикуляции, динамики, положения тела, контекста. Например, казалось бы, единый жест «Я буду» может обозначать разное: «Не хочу, но сделаю одолжение и приду»; «Непременно буду и мне это будет невероятно радостно» и т.д.
Изучение РЖЯ сравнимо с освоением любого иностранного языка. Иная лексика, семантика. Например, слышащие говорят: «Я спал». А на жестовом языке это будет «Я спать был».
Еще особенность РЖЯ в том, что на нем некоторые вещи можно объяснить гораздо понятней. Например, сказать как расположена мебель в комнате или как пройти до нужного места. Слышащему нужно несколько минут, чтобы это объяснить. Глухому бывает достаточно нескольких секунд.
Впечатляет, что жестовый язык отличается в разных странах и даже в разных регионах нашей страны. Например, в Туле есть жестовый диалект «батон», в других городах его нет. Но, как говорят неслышащие люди, «Глухой глухого поймет всегда». И после нескольких часов общения люди из разных стран начинают хорошо понимать друг друга. К сожалению, слышащим такое недоступно. Мы в этом плане очень ограничены.
— Как вы находите знакомства и связи в мире слабослышащих людей?
— Мир глухих — это очень тесное сообщество. В 2019 году, когда мы только начинали работать с глухими, столкнулись с недоверием. Нам говорили, что мы, слышащие, не можем сделать ничего хорошего. У нас опускались руки, мы были в отчаянии.
С тех пор многое изменилось. В этом году мы стали членами Всероссийского общества глухих за особые заслуги перед глухими. Особенно это важно для нас, потому что в ВОГ предусмотрена квота — допустимо не более 2% слышащих членов. При знакомстве сами глухие представляют нас друг другу как людей, помогающих глухим.
Среди сообщества сильны ценности взаимной поддержки и тесные связи. Например, один раз случился форс-мажор: нам срочно понадобился переводчик на онлайн-мероприятие. В поиске нам помогали пять регионов, за час нашли замечательного переводчика. Иногда на мероприятиях глухих мы — единственные слышащие.
— Как вы определяли приоритетные направления организации?
— С начала работы у нас сформировалось два направления. Первое — это медицина и здоровье, а второе — образование и культура.
Наша основная работа связана с медициной, поскольку с нею же связаны 80% жалоб в Всероссийское общество глухих. Первый наш проект в медицине — это «Школа будущих родителей в тишине». В ней на РЖЯ глухие мамы готовятся к рождению малыша. Есть адаптированные конспекты и брошюры.
Учитывая сложности в восприятии глухими медицинских понятий, мы запустили фандрайзинг на медицинскую энциклопедию для глухих. Мы планируем сделать более 5000 видео-статей на РЖЯ по всем темам медицины с адаптированными конспектами — простыми, понятными текстами. Будет много примеров, иллюстраций, доступных объяснений. Сейчас в разработке раздел «Женское здоровье».
В этом году мы разработали и внедрили приложение на основе искусственного интеллекта «Доктор Жест». Перед приемом врача глухой заходит в приложение. Оно задает вопросы о жалобах, симптомах, анамнезах жизни и болезни. Все вопросы и сложные моменты разъясняет на РЖЯ. В конце выдает список данных первичного осмотра. Глухой показывает его врачу на приеме. Если клиника подключена к «Доктор Жест», то врач еще до приема получает эти данные. На приеме врач ставит диагноз. «Доктор Жест» разъясняет его глухому на РЖЯ и письменно.