На смерть телекома: как индийская компания стала стала интернет-гигантом
Миллиардер из Индии создал телеком-компанию с минимальной стоимостью связи, чтобы привлечь максимум абонентов и заработать на сервисах для них. Вот что из этого получилось
Пока телеком-компании по всему миру цепляются за доходы от голосовой связи и грезят о цифровом рае, индийский мобильный оператор Jio воплощает на практике будущее всей индустрии. Что ждет операторов и не погубят ли инновации первопроходца?
Создание Jio заняло 6 лет и потребовало более $35 млрд инвестиций. За время строительства сети Jio на рынке появилось немало скептиков, считавших проект обреченным. Теперь же с более 250 млн пользователей за первые два года работы, Jio стала первой компанией в истории, пробившей отметку в 200 млн пользователей так быстро. Быстрее не росли ни мессенджеры, ни социальные сети: до этого самым быстрорастущим был китайский мессенджер WeChat.
Основатель Jio, самый богатый человек Индии Мукеш Амбани — не новичок в телекоме. В начале 2000-х он руководил запуском оператора RComm, который в 2006 г. уступил младшему брату при разделе активов после смерти отца. И как только закончило свое действие соглашение о неконкуренции, подписанное при разделе активов, Амбани-старший объявил о планах запуска нового оператора. Первые несколько лет прошли в экспериментах: Амбани не хотел строить очередного «голосового» оператора, но найти способ качественной передачи голоса по сетям данных у него не получалось.
Услышав в 2013 про новый формат VoLTE — передачу голоса через сети данных 4G — Амбани осознал, что его час пробил. В октябре того же года он купил универсальную лицензию, которая позволяла ему делать все, что угодно, на 4G-частотах, в том числе передавать голос, что на тот момент все еще казалось лишь теорией. Но уже к 2014 AT&T и Verizon в США начали экспериментировать с передачей голоса по 4G каналам. Стало понятно, что VoLTE по праву может стать будущим индустрии мобильной связи. Осознав преимущества VoLTE (высокое качество связи, меньшее потребление энергии и укороченное время соединения), Амбани продолжил скупать спектр и начал готовиться к началу строительства самой крупной в своем роде сети.
Эффект Jio
После нескольких переносов сроков сеть Jio была запущена в октябре 2016. Предложив пользователям полгода бесплатного обслуживания, Jio произвела фурор на рынке мобильной связи. После окончания льготного периода пользователи получали вечные бесплатные голосовые звонки и очень низкие тарифы на передачу данных. И все это на фоне самого высокоскоростного интернета в стране.