Круто ты попал
Над владельцем Topshop Филипом Грином сгущаются тучи. Теперь его обвиняют не только в растрате средств пенсионного фонда, но и в сексуальных домогательствах. А это в наше время посерьезнее будет.
На экране моего телефона высветилось: «Скрытый номер», но я прекрасно понимал, кто звонит. «Да ты действительно больной ублюдок, — прорычал в трубку мужской голос. — Ты сказал мне, что хочешь написать умную книгу. Я даже не уверен, можешь ли ты слово «умный» написать без ошибок, ну да ладно. Чего ты этим всем хочешь добиться? Никто не купит твою гребаную книгу».
Написать биографию сэра Филипа Грина без его одобрения — это вам не жук чихнул. Несколько лет я изучал деловое прошлое и экстравагантный образ жизни миллиардера — владельца Topshop. А в октябре 2017‑го взял трехмесячный отпуск (работал я в The Sunday Times), чтобы описать триумф и трагедию английского магната.
Грин звонил мне, когда я работал над книгой. Временами шутил, иногда угрожал, бывало, передавал трубку дочери Хлое, которая делилась собственными мыслями по поводу моей книги. После разговора, во время которого он назвал меня «больным ублюдком», я понял, что и вправду задел его за живое.
Целое десятилетие Грин для Британии был воплощением успеха и красивой жизни. Остряк, который ходил под ручку с Кейт Мосс и водил дружбу с Тони Блэром. Его жена Тина была резидентом Монако — Грин перевел ей один миллиард двести миллионов фунтов стерлингов и избежал уплаты налогов на родине. Деньги, конечно, были потрачены на вертолеты, джеты, суперъяхты. На вечеринках магната на Мальдивах и в Мексике почитали за честь бывать и титаны бизнеса, и звезды Голливуда уровня Леонардо ДиКаприо и Кейт Хадсон. Грин хвастал, что главред американского Vogue Анна Винтур всегда перезванивает ему в течение шести минут.
Но вот два года назад случился скандал с растратой средств пенсионного фонда принадлежавшего Грину ретейлера BHS. А в прошлом году все стало совсем серьезно. Зимой газета The Daily Telegraph начала расследование отношений Грина с подчиненными: были сообщения, что он тиран и бесстыдник. Однако Грин по суду запретил газете публиковать какие бы то ни было подробности и даже свое имя. Так что The Daily Telegraph сообщила: один из крупных британских бизнесменов брал с сотрудников подписки о неразглашении и платил семизначные суммы за молчание по поводу домогательств, запугивания, расистских комментариев и иного нерукопожатного поведения.
Но тут член палаты лордов, барон Питер Хейн выступил с заявлением, что этот самый «крупный бизнесмен» — Грин. И рог изобилия шокирующих подробностей забил, как в лучшие времена изобличения Харви Вайнштейна. Управляющая флагманским бутиком Topshop в Лас-Вегасе Ауна Ирвин обвинила сэра Филипа в том, что он неоднократно обнимал ее за талию и шлепал по ягодицам, а также регулярно комментировал ее грудь и говорил, что ей неплохо было бы похудеть. Юристы Грина ответили, что госпоже Ирвин верить нельзя. Ее вообще уволили за то, что она дарила своему бойфренду одежду из магазина, а по документам проводила ее как поврежденную.
Потом пострадавших женщин стало три. Одна жаловалась, что как‑то раз во время коллективного фотографирования Грин сунул руку ей под платье и схватил за задницу. Другая женщина заявила, что босс имел привычку внезапно наброситься с поцелуями, причем при других сотрудниках. Экс-заместитель главреда британского Vogue и сестра жены бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона Эмили Шеффилд припомнила, как несколько лет назад сидела на одном из торжественных ужинов Vogue за одним столом с Грином. В какой-то момент, в очередной раз пожимая ее колено, Грин сказал, что не понимает, почему его в Британии так не любят. Журналистка в ответ предположила, что если бы в разгар скандала с пенсионным фондом он вел себя как все, а не скрылся в Монако, его любили бы больше. «Не все подвластно твоему пониманию, деточка», — сказал Грин и потрепал журналистку по голове. Шеффилд сочла это патерналистским поведением и назвала себя пострадавшей.
Прогрессивная общественность с новой силой начала призывать отказаться от покупок в Topshop и Topman, лишить Грина рыцарства. Саймон Коуэлл, создатель шоу Britain’s Got Talent и The X Factor, тут же выкупил долю магната-домогателя в своей компании Syco Entertainment. Филип Грин стал самым токсичным мужчиной Великобритании.