Бензин и булыжник: почему Францию захлестнул уличный бунт
В отличие от 2005 года, когда машины в Париже жгли в основном мигранты и их дети, в этот раз в протестах участвует городской средний класс, возмущенный ростом цен на топливо
Протесты, которые вот уже две недели сотрясают Францию, постепенно превращаются в фактор европейской политики и заставляют задуматься о том, каковы в современном обществе формы и методы оптимального взаимодействия народа и власти.
Предыстория проблемы достаточно известна: на фоне мирового тренда с дорожающей нефтью и в контексте бурного романа между французскими социалистами и «зеленым» лобби цены на моторное топливо во Франции в последние два года росли существенно быстрее, чем в остальных странах Евросоюза. Особую пикантность ситуации придавал тот факт, что дизельное топливо, которое всегда оставалось на 10-15% дешевле бензина, с 2013 года из-за введения различных «экологических сборов» стало дорожать ускоренными темпами. Только за последние 12 месяцев цены на него выросли на 22% и дизель сравнялся по цене с бензином. По состоянию на 30 ноября дизельное топливо продавалось по цене в €1,43 за 1 л (что соответствует 108 рублям по текущему курсу), а на некоторых АЗС и того дороже. В этой цене налоги составляют около 59%, но государству захотелось большего, ведь в цене 95-го бензина эта доля достигает 66%, и было решено с 1 января 2019 года налоги на «вредный» дизель дополнительно повысить. Это грозит привести к дополнительному удорожанию топлива на 7,6 евроцента за литр, или почти на 5%.
Здесь народ и не сдержался. Протесты начинались мирно, как, собственно, и происходит в Европе в большинстве случаев. Но тут же получили широкую поддержку населения, так как люди давно устали от безумных даже по европейским меркам притязаний правительства (налоги во Франции самые высокие в Европе — чтобы получить на руки €100, работник и его работодатель должны заплатить «сверху» еще €131). 24 ноября число протестующих по всей стране превысило 100 000 человек. Министр внутренних дел Франции обвинил в организации беспорядков лидера крайне правого «Национального фронта» Марин ле Пен, которая в 2017 году была соперницей Эммануэля Макрона на президентских выборах. Конечно, среди протестующих могли быть и наверняка были ее сторонники, но для большинства эти доводы стали дополнительным доказательством неадекватности властей, и ситуация обострилась. Как результат: сотня сожженных машин, почти тысяча арестованных манифестантов, двести раненых полицейских и четверо погибших, включая 80-летнюю пенсионерку, случайно убитую в Марселе полицейской шумовой гранатой.
По указанию президента Макрона, премьер-министр страны Эдуар Филипп начал переговоры с протестующими, но градус противостояния пока не снижается.