Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой»
ГМИИ им. Пушкина показывает работы Пикассо 1917-1935 годов на фоне неизвестных ранее фотографий, фильмов и писем, реконструируя историю любви художника и балерины дягилевских «Русских балетных сезонов»
В ГМИИ им. Пушкина до 3 февраля 2019 года идет выставка «Пикассо. Хохлова», где представлены работы Пикассо «периода Ольги» с 1917 по 1935 годы, и воссоздана история любви художника и балерины дягилевской антрепризы Ольги Хохловой. Познакомившись с Пикассо во время постановки балета «Парад» (художник был автором костюмов), Ольга покинула труппу Дягилева и в 1918 году вышла замуж за Пикассо. В 1921 году Ольга родила сына, Поля Пикассо. С 1918 года вплоть до своей смерти в 1955 году она оставалась официальной мадам Пикассо. Потеряв на почве ревности рассудок, Ольга Хохлова вошла в историю искусства как скандальная тень, омрачавшая жизнь Пикассо, которую он проводил с молодыми возлюбленными.
Первая попытка пересмотреть роль и место Ольги Хохловой в истории искусства, в жизни и творчестве Пикассо была сделана в 2017 году в Национальном музее Пикассо в Париже на выставке «Ольга Пикассо». Выставка в Пушкинском — не повтор парижской экспозиции, а новое исследование истории любви.
О том, что еще удалось обнаружить в архивах Ольги Хохловой, в ее сундуке, Forbes Life рассказал куратор выставки, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, сын Поля и Кристины Руис-Пикассо, Бернар Руис-Пикассо:
Бернар, в каком году впервые был открыт сундук Ольги Хохловой?
Сундук открывали довольно часто еще в 1970-е. Но именно в 1980-е, в 1982-м я стал осознавать, что может значить этот архив. В основном в этом сундуке хранились письма родственников Ольги Хохловой из России.
В конце прошлого века личный архив Пикассо был плохо изучен. Его личную коллекцию работ Матисса, Сезанна, Брака наследники передали в Национальный музей Пикассо в Париже. Туда же отправили большую часть архива художника. И музею, и наследникам, у которых оставались части архива, потребовалось довольно много времени на то, чтобы изучить документы, понять, что оказалось у них в руках. Сундук Ольги — лишь маленькая часть архивов того периода, не говоря даже о произведениях художника.
Сначала мы соотносили образ Ольги в работах Пикассо, ее портреты, — задумчивая Ольга, читающая Ольги, — с архивными документами. Так возник вопрос: кто она, Ольга? Мы стали восстанавливать ее историю. Начали с фотографий.
Традиционно историки искусства настроены к фигуре Ольги очень критично. Если соотнести образы Хохловой в творчестве Пикассо с ее стереотипной оценкой, концы с концами не сходятся. Поэтому со второй половины 1990-х годов нам пришлось восстанавливать ее образ, искать причину возникновения такого стереотипа. Мы не просто реконструировали фигуру Ольги, но изучали факты в целом, сопоставляли даты, события.
К моменту смерти Пикассо в 1973 было написано несколько биографий художника, каждая из которых была посвящена определенному периоду жизни и творчества художника. Более глобальное изучение началось только в 1990-е годы. Если говорить об архивах в Национальном музее Пикассо в Париже, например, они до сих пор далеко не все оцифрованы. В нашем фонде, Фонде поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, мы хорошо систематизировали архив, с ним удобно работать, так проще интерпретировать творчество Пикассо, тот период, который он провел с Ольгой Хохловой.