Не забудьте выключить телевизор: как пропаганда использует «темную психологию»
У СМИ много способов воздействовать на массовое сознание с помощью тех же приемов, которые применяют газлайтеры и абьюзеры, считает психолог Джеймс Скотт. Поэтому, настаивает он, важно научиться фильтровать информацию, поступающую из открытых источников. Какими психологическими приемами чаще всего пользуются пропагандисты — в отрывке из книги Скотта «Темная психология и манипуляции. Нападай и защищайся».
Джеймс Скотт собрал в своей книге всех «демонов», с помощью которых одни люди могут влиять на психику других. В своем руководстве по манипуляторам, посвященном «темной психологии» — изучению нарциссов, маккиавелистов и психопатов — он рассказывает не только о том, как их методы проявляются в личных отношениях, но и о том, как ими пользуются рекламодатели, эмоциональные хищники, продавцы, политики и все те, кто способен влиять на мысли отдельного человека или группы людей.
Поскольку мы уязвимы для такого воздействия, утверждает он, в том числе, на уровне государственной пропаганды, крайне полезно знать, что это за приемы, чтобы им противостоять.
Книга «Темная психология и манипуляции. Нападай и защищайся» выходит в сентябре в издательстве «Бомбора». Forbes публикует отрывок.
Когда мы говорим о манипуляторах, мы, как правило, представляем отдельных людей: мистер N — манипулятор. Но в жизни встречаются и более сложные структуры, которые манипулируют сознанием людей. Например, маркетинг. Это уже не один человек, а целая сфера. Или политики. Конечно, каждый отдельный политик — манипулятор, но все вместе они тоже образуют некую масштабную систему воздействия на массовое сознание.
На мой взгляд, наиболее масштабное влияние на сознание огромного количества людей оказывают средства массовой информации. Это оружие манипуляции массового поражения. Простите за каламбур. Известный критик и лингвист Ноам Хомский составил список из десяти наиболее распространенных и эффективных стратегий контроля над сознанием, используемых правительствами, чтобы манипулировать населением с помощью СМИ.
Отвлечение
Одно из самых мощных оружий, используемых властями для манипулирования людьми. Постоянное переключение внимания на менее важные новости позволяет отвлечь общество от гораздо более значимых вопросов, которые затрагивают интересы политических и экономических элит.
Возможно, вы не помните, но в начале 2000-х на центральных телеканалах регулярно выходили «научные» передачи, предрекающие конец света с высокой долей вероятности. Я не помню все сюжеты, но точно был гигантский астероид (а Брюс Уиллис, как мы знаем, уже не в форме) и огромная волна, грозящая смыть несколько континентов. И Вашингтон, естественно. Сейчас это кажется забавным эпизодом из прошлого, но люди совершенно серьезно запасались продуктами. Оборудовали укрытия в подвалах и готовились к апокалипсису.
Под эти разговоры ипотечный кризис 2007–2008 годов не то чтобы прошел мимо основной части населения, но явно вызвал не такой переполох, как мог бы. Конечно, люди, которых он затронул напрямую, были в курсе происходящего на рынке. Но значительная часть обывателей больше переживала о том, куда в случае голода прятать любимую собаку.
Постепенное внедрение
Для того чтобы неприемлемая вещь была принята, достаточно вводить ее постепенно в течение нескольких лет — так, чтобы изменения были практически незаметны. Именно так произошло, например, с ограничением прав работников. В ряде компаний были приняты меры, в результате которых стало считаться нормальным, что работник не имеет гарантий социальной защиты. Эти изменения вызвали бы революцию, если бы были введены в один момент.