Морская тачанка. История первого катера на воздушной подушке
Угадай, где придумали судно на воздушной подушке? Правильно, в России. А построили? Точно, за границей, в Австро-Венгрии.
Катер, которому не нужно преодолевать трение воды, который имеет минимальную осадку и может самостоятельно выходить на берег, — это ли не идеальный транспорт для прибрежных морских операций? Однако развитие судов на воздушной подушке шло мучительно трудно, и первое из них ожидало позорное фиаско.
Однако для начала небольшое историческое отступление. Как ты уже понял, и в области воздушных подушек мы были впереди планеты всей. Еще в 1853 году коллежский асессор Иванов подал в Департамент путей сообщения проект «трехкильного духоплава» — транспортного средства, которое и удерживается над землей, и движется за счет непрерывного поддува воздуха. А создавать этот поддув должны были… крепкие мужики с помощью ручных насосов. К сожалению, в департаменте инновацию не оценили: то ли скучные инженеры посчитали и выяснили, что мускульной силы будет недостаточно, то ли чиновники решили, что в случае успеха это будет срам на всю Европу. У нас, как-никак, тогда уже поезда между Питером и Москвой ходили.
После Иванова на тему воздушной подушки возникало много не менее красивых идей, английские и американские инженеры получали патенты, но реальное судно на такой основе построили только в 1915 году. Разумеется, для военных нужд.
Авторство изобретения принадлежало капитан-лейтенанту флота Австро-Венгрии Дагоберту Мюллеру фон Томамюлю. По случаю Первой мировой он служил командиром миноносца, но вообще был потомственным военным инженером. До войны он возглавлял Водолазную школу и даже разработал скафандр, позволявший погружаться на глубину до 64 м.