Шахматы на воде: почему яхтинг — увлечение для успешных карьеристов
В октябре в Турции прошла «Русская парусная неделя Volvo». Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн приняла участие в гонке, чтобы понять, как яхтинг помогает бизнесменам расслабляться и какие полезные навыки они получают во время регаты
Шел второй день регаты (так называются любые соревнования на парусных лодках) «Русская парусная неделя Volvo» в Турции. Около 50 лодок пытались финишировать первыми в гонке по треугольнику (маршрут представляет собой треугольник, каждый угол которого обозначен специальным знаком — ярким буйком в море). Каждая яхта должна вовремя пересечь стартовую линию по сигналу судейского судна, правильно обогнуть расставленные в море вешки, совершить три круга и прийти к финишу. Более 400 яхтсменов ломают голову над тем, как пройти гонку быстрее всех, чтобы получить заветный кубок.
Ветер в Эгейском море достаточно непредсказуемый. На старте — порывы умеренные, яхты, выбрав оптимальный курс, спокойно следуют правым бортом к первому знаку без какой-либо необходимости переставлять паруса. Но на обратном пути, когда вешки остаются позади, и нужно максимально быстро вернуться к линии старта (она же линия финиша) порывы ветра значительно усиливаются. Чтобы развить максимальную скорость, команда пытается выставить дополнительный парус — геннакер. Он заменит штатный аккуратный стаксель (парус, который находится в носовой части лодки) и позволит яхте нестись полным курсом к победе.
Постановка геннакера — одна из сложнейших задач для команды, потому что сам по себе парус просто огромный. Удерживать его и контролировать при сильном ветре крайне сложно. Конечно, большую часть нагрузки и давления принимают на себя веревки и крепежи, но тем и хорош яхтинг, что никогда нельзя предугадать и предсказать все события.
Например, на лодке Happy Day, уверенно лидирующей в своем дивизионе, при постановке геннакера внезапно отрывается крючок шкотового угла (нижний задний угол любого паруса). То есть одна из сторон паруса болтается в воздухе, пока команда пытается затащить его на борт. Когда случается сильный порыв ветра, геннакер молниеносно вздымается вверх, утягивая за борт одного из членов экипажа. Пока баковый (человек, который работает на носу яхты) вылетает в воду, пытаясь уцепиться за леера и релинги (защитные стойки и тросы, препятствующие выпадению человека за борт), другие представители команды пытаются решить, что делать — спасать напарника или все-таки затаскивать на борт парус, который мешает управлять лодкой. При это шкоты (веревки, прикрепленные к парусу), за которые можно держать геннакер, обжигают руки из-за высокой силы трения. Они становятся настолько горячими, что прожигают насквозь даже перчатки.
Вся эта драматичная и экстремальная ситуация длится от силы минут пять, которые экипажу кажутся вечностью. За это время они успевают принять несколько важнейших решений. Нужно убедиться в том, что член команды в порядке, что геннакер все-таки поставлен или убран, что выбран правильный курс, что паруса работают, что тактика позволяет прийти к финишу в числе первых. Пока на борту происходит все это безумие, остального мира просто не существует. Никто не помнит про годовые отчеты, конференции с партнерами, запуски проектов и рабочую электронную почту. Есть только ветер, море, солнце и необходимость победить и выжить.