Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

МонокльОбщество

Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?

Вопрос о преемнике нынешнего президента Турции становится все более актуальным. Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?

Маргарита Зетлер

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в мемориальной церемонии в память о погибших при попытке госпереворота 2016 года. AP Photo/Burhan Ozbilici

Уже более двадцати лет Реджеп Тайип Эрдоган создает «свою Турцию» из элементов пантюркистских, панисламистских, неоосманистских и прочих «истских» идей, которые не только повышают статус национального государства, но и ложатся в основу претензий на региональное и даже глобальное лидерство. Устоит ли этот полисмысловой каркас после ухода своего архитектора с политической сцены — об этом все чаще задумываются не только внутри государства, но и во всем мире.

Специфика управленческой системы «эпохи Эрдогана», отстроенной им в XXI веке, заключается в персонификации власти и кристаллизации личного фактора в политике. После упразднения должности премьер-министра в 2018 году турецкий президент получил «контрольный пакет» полномочий, позволяющий ему не только назначать министров и высокопоставленных чиновников без одобрения парламента, контролировать и координировать фактически все сферы государственной деятельности, утверждать стратегические векторы их развития, но и самостоятельно определять направления национальной политики и полностью формировать повестку.

Неслучайно многие новые измерения во внешних контактах Анкары принято отождествлять именно с Эрдоганом. Внешнеполитическая концепция «Века Турции», провозглашенная в конце 2022 года в преддверии празднования столетия со дня основания республики, открыто продвигается на интернет-платформах государственных учреждений и в речах политиков как «проект Эрдогана». Десятки миллионов его сторонников уважительно именуют турецкого президента «раисом», то есть «главой» или «верховным», а сотни его восторженных последователей, в частности в Африке и на Балканах, в благодарность за оказываемую гуманитарную помощь и внимание к проблемам и нуждам своих регионов называют в его честь детей. Все это хрестоматийный пример того, что Макс Вебер называл харизматическим лидерством.

И все-таки даже такой длительный политический триумф конечен. Согласно положениям ныне действующей конституции, президент не может занимать руководящий пост более двух сроков, однако в случае досрочного проведения голосования либо внесения правок в главный закон страны данное положение может быть пересмотрено.

Словесного масла в огонь обсуждений подливает сам Эрдоган, то заявляя в марте прошлого года, что больше баллотироваться не будет, а то в беседе с турецким певцом на съезде правящей партии в январе 2025-го роняя загадочную фразу: «Если ты “за”, то и я “за”». Казалось бы, следующее всеобщее голосование должно состояться нескоро, еще только в 2028 году, но многие считают, что Эрдогану следует поспешить с определением своего политического будущего.

Пока что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) остается ведущей политической силой, но и оппозиционные соперники наступают на пятки.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. EPA/Necati Savas

Общественный раскол

Интересно, что абсолютистская, казалось бы, власть правителя Турции не транслируется в рейтинги. Особенностью современного турецкого политического ландшафта является расколотость общества. Электоральные симпатии граждан республики разделены пополам на, условно, сторонников принципов кемализма и (не всегда) умеренного исламизма, что подтверждается не только результатами прошедших в 2023 году президентских и парламентских выборов, но и итогами опросов общественного мнения.

Организованные командой Эрдогана зачистки в военных и гражданских кругах, массовые увольнения и даже аресты, которые некоторые обозреватели назвали «охотой на ведьм», получили особый размах после попытки государственного переворота в 2016 году, но так и не смогли кардинально изменить баланс в пользу ПСР. Несмотря на безраздельное властвование на политическом олимпе, Эрдоган даже на пике своей популярности получал поддержку лишь немногим более половины электората.

Впрочем, неоптимистичен расклад и для главной оппозиционной силы — Народно-республиканской партии (НРП): ее активные пиар-акции по дискредитации правящей партии, указания на ошибки и неудачи ПСР в экономической и социальной сферах, а также критика не всегда оправданных внешнеполитических шагов Эрдогана хотя и привлекают значительное число сторонников, однако недостаточны для уверенной победы на выборах.

Сторонники Партии справедливости и развития (ПСР). EPA/ТАСС

Добавляем к этой картине набирающую популярность крайне правую Новую партию благоденствия во главе с Фатихом Эрбаканом, выросшую из родственного ПСР политического движения и уже перетягивающую на свою сторону наиболее консервативные и религиозные части общества, разочарованные в «балансирующей» политике Эрдогана.

Не следует забывать и о сторонниках прокурдских сил с особой повесткой, связанной с вопросами автономии. Сегодня это третья сила по количеству мест в парламенте. В результате получаем пеструю и неоднозначную мозаику, от перестановки фрагментов которой политическая сумма, вопреки законам математики, может изменяться.

Такая гражданская разноголосица отражается на партийной системе, которая все увереннее дрейфует в сторону противостояния коалиций.

С одной стороны, ПСР остается единственной партией, способной претендовать на положение «партии масс», или «партии Турции». Выстроенный и адаптируемый к новым вызовам идеологический партийный курс вкупе со значительными административными и финансовыми ресурсами позволяет сохранять лидирующее положение в политической борьбе. В то же время признаваемая лидерами ПСР потребность в кооперации с другими партийными силами для обеспечения устойчивых позиций в парламенте указывает на снижающуюся маневренность и истощающуюся доминантность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами

Какие скрытые процессы в организме отражает ферритин

ТехИнсайдер
На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы На каких самолетах будут летать россияне в ближайшие годы

Как развивается гражданская авиаотрасль в России

СНОБ
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Не хочу, не буду! Не хочу, не буду!

Как отказаться от сладкого так, чтобы не сорваться уже через неделю

Лиза
Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии» Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии»

Актриса Мила Ершова — о своей героине в сериале «Аутсорс» и тонкостях профессии

СНОБ
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
«Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить» «Это был последний шанс изменить жизнь»: история наркозависимого, которому удалось «соскочить»

История Романа Аджиева, который сумел побороть свою зависимость

Psychologies
Как правильно бегать в темное время суток Как правильно бегать в темное время суток

Руководство для всех спортсменов-полуночников

Maxim
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Льготы катятся с трудом Льготы катятся с трудом

Сервисы заказа такси заявили о трудностях со льготами для пассажиров с детьми

Ведомости
Можно ли съесть «слишком много» авокадо Можно ли съесть «слишком много» авокадо

Сколько авокадо можно съедать в день?

ТехИнсайдер
Я и великие Я и великие

В гостях у великих мира сего

Men Today
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача 5 способов восстановить режим сна быстро и правильно, советы врача

Что такое режим сна, зачем он нужен и как приучить себя спать правильно?

РБК
Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать? Otyken: Россия такая большая страна, зачем еще куда-то ехать?

Как нужно делать музыку, которую будут слушать

Монокль
Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков

Настроить телевизор правильно — проще, чем кажется

ТехИнсайдер
Курс капитана Курс капитана

Как живут капитаны круизных лайнеров

Men Today
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие» Дмитрий Лысенков: «Главное – это неравнодушие»

Дмитрий Лысенков — о том, почему не всегда оправдывает злодеев, которых играет

Ведомости
Мёд Мёд

Мёд — уникальный продукт, созданный природой готовым к употреблению

Здоровье
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Открыть в приложении