Военные сажают саженцы
На прошлой неделе в Москву приехал заместитель главы политбюро ХАМАС доктор Муса Абу Марзук для переговоров с представителями российского МИДа. Мы поговорили с доктором Абу Марзуком о политических планах ХАМАС и о долгом пути к миру на Ближнем Востоке
Вчем цель вашего визита в Москву?
— Это уже далеко не первый наш визит в Москву. Мы приезжали в Москву много раз и до седьмого октября, и уже после седьмого октября. Мы приезжаем сюда, потому что Россия — главный игрок в мировой политике. Все наши встречи в Москве нацелены на обсуждение и обмен мнениями с нашими российскими коллегами по поводу ситуации на Ближнем Востоке и в Палестине. Дело в том, что позиция России такова, что на политическом уровне она имеет отношения со всеми участниками палестино-израильского конфликта.
Во-первых, Россия поддерживает хорошие отношения со всеми палестинскими фракциями и движениями. Кроме того, Россия играет исключительную роль в отношениях с Израилем. Ну и на уровне международных организаций Россия является членом Совета Безопасности ООН. Мы несколько раз подавали заявления в Совет Безопасности о прекращении огня и предоставлении гуманитарной помощи Палестине. Россия всегда поддерживала нашу позицию. И конечно, Россия активно участвует в помощи палестинцам в их сопротивлении и борьбе за свободу палестинского народа. Все эти вопросы мы обсуждаем с российским руководством.
Израиль тоже обращается к помощи России в вопросе освобождения их пленных, которые находятся у нас. Речь идет о тех пленных, которые, кроме того что они граждане Израиля, являются еще и гражданами России. Все эти вопросы являются целью этого визита, и мы обсуждали их с представителями МИДа Российской Федерации.
— Когда в 1987 году создавался ХАМАС, инициатором этого процесса стал шейх Ясин, один из лидеров религиозно-политического движения «Братья-мусульмане»*. Свою идеологию ХАМАС во многом унаследовал от этой мусульманской организации. Насколько в современном ХАМАСе сочетаются религиозные и политические стратегии? И насколько сопротивление Израилю — это священная религиозная война?
* В России организация «Братья-мусульмане» признана террористической и запрещена.
— Это хороший вопрос. Шейх Ахмад Ясин не был религиозным лидером в прямом смысле этого слова. Он был учителем английского языка. Движение ХАМАС — это действительно исламское движение, но это прежде всего палестинское движение освобождения. ХАМАС стремится к тому, чтобы все представители палестинского народа, представители всех движений, и светских и религиозных, были в составе Организации освобождения Палестины. Что касается нашего сопротивления израильской оккупации, мы поддерживаем все виды сопротивления, в том числе религиозные, которые могут служить этой цели.
— В Хартии ХАМАС, опубликованной в 1987 году, вашей целью было заявлено создание единого государства на территории Палестины под управлением исламской теократии. Как сейчас ХАМАС видит свою цель борьбы с Израилем? Два государства? Одно? Религиозное государство, светское?
— Движение ХАМАС опубликовало свою новую Хартию в 2017 году. Там четко указывается, что ХАМАС не возражает против создания палестинского государства в границах 1967 года и существования Израиля, если все палестинцы объединятся вокруг этой идеи. Эту же инициативу поддерживают ООН и все международное сообщество. Палестинцы не видят проблемы в создании независимого государства Палестина со столицей в Иерусалиме. Насчет религиозного характера государства: мы в этом не заинтересованы и сами к этому не стремимся. Когда будет создано палестинское государство, сам народ будет решать, какой режим и какой характер государства он хочет иметь.
— Я буду задавать сложные вопросы, но хочу, чтобы вы понимали: я на вашей стороне.
— Это не проблема. Напротив, вы можете задавать любые вопросы. Мне тут недавно американцы задавали вопросы по поводу Хартии ХАМАС. И я им ответил точно так же. Они мне тоже сказали: вы же в своей Хартии 1987 года утверждали, что собираетесь создать религиозное государство, как это указано в идеологии «Братьев-мусульман». И я тогда им ответил: вы американцы, и в вашем избирательном праве было указано, что каждые три афроамериканца дают два голоса во время голосования. Тогда как белые голосуют по принципу «один человек — один голос». Но сейчас ваш кодекс стал единым для всех, и афроамериканцы тоже голосуют по принципу «один человек — один голос». Означает ли это, что старый кодекс сейчас актуален для США?
Не бывает сложных вопросов, но есть факты, которые нужно высказать как положено. Мы народ, на который пала большая несправедливость, который страдает от этого уже много лет. Запад не любит евреев. Поэтому еще с восемнадцатого века европейцы их громили и изгоняли из своих городов в другие страны и в арабский мир. Они изгоняли евреев вплоть до двадцатого века. Кончилось это тем, что они послали всех евреев в Палестину, и мы за это платим до сих пор. Потому та несправедливость, которую в данный момент испытывает палестинский народ, — это следствие ненависти и агрессии Запада по отношению к евреям.