Стесняюсь спросить: что такое рак крови, как его лечат и кто в группе риска?
Сентябрь — месяц повышенной осведомленности о раке крови. Вместе с Фондом борьбы с лейкемией, который вот уже десять лет помогает взрослым с тяжелыми гематологическими заболеваниями, развенчиваем популярные мифы о лейкемии, лейкозах и не только — и отвечаем на самые распространенные вопросы.
Насколько распространены онкологические заболевания крови?
Онкологические, или опухолевые, заболевания крови занимают 6-7% в структуре всех видов онкологии. Ежегодно в нашей стране их выявляют примерно у 30 тыс. человек, а всего с такими диагнозами живут больше 200 тыс. пациентов.
Что входит в это понятие: только лейкемия и лейкоз или что-то еще?
К опухолевым заболеваниям, так называемым гемобластозам (или к «раку крови») относятся острые и хронические лейкозы, миелодиспластические синдромы, злокачественные лимфомы (в том числе лимфома Ходжкина), множественная миелома и некоторые другие диагнозы.
Общим для этих разных и по течению, и по прогнозу заболеваний является то, что все они берут свое начало из одной единственной злокачественной клетки — предшественницы одной из линий кроветворения.
Например, острый миелоидный лейкоз и миелодиспластические синдромы начинаются из миелоидной стволовой клетки, а множественная миелома и лимфомы — из лимфоидной.
Правда ли, что заболевания крови самые «молодые» из онкологических заболеваний?
Это очередной миф. Из 30 тыс. ежегодно выявляемых новых пациентов 90% — взрослые. Но при этом из всех злокачественных заболеваний у детей лидируют именно острые лейкозы.
Есть мнение, что заболевания крови наименее опасные из всех онкологических заболеваний и легче всего поддаются лечению. Так ли это?
Хотелось бы, но нет совсем так.
Некоторые виды рака крови, например острые лейкозы и некоторые виды лимфом, имеют очень быстрое злокачественное течение и при отсутствии лечения заканчиваются летально через два-три месяца. А есть группа хронических лейкозов или лимфомы низкой степени злокачественности, которые в течение нескольких лет требуют только наблюдения — без применения лекарственной терапии.