Николай Горинович: изуродованный революционер, ставший праведником
В юности Николай Горинович был революционером, которого пытались убить его же соратники, подозревая в предательстве. Он был изуродован, лишился зрения, затем примкнул к протестантской вере, выступал с проповедями, преподавал в школе для слепых и написал автобиографическую брошюру «Он любит меня», которая была одной из самых популярных евангельских книг своего времени. История его жизни — в материале «Сноба».
Детство и революционная юность
Николай Горинович родился в 1855 году в Немирове. В юности жил в Волынской губернии и в Киеве. Его воспитывали в православной вере, но во время обучения в гимназии Горинович отошел от религии. Свой юношеский атеизм он позднее объяснял влиянием среды: интеллигенция того времени воспринимала веру как нечто формальное — и Николай перенял это отношение.
Гимназию Горинович не закончил, решив поступить на военную службу. Однако уже через год его разжаловали из-за конфликтов с командованием. К этому времени семья Гориновича, которая и так жила небогато, совсем разорилась. Младших детей содержала престарелая мать — она работала сестрой милосердия в военном госпитале.
Чтобы получить профессию, Горинович пытался сдать экзамен на звание народного учителя, но провалил его. Матери он соврал, что на учебу все же поступил. Когда обман вскрылся, она выгнала его из дома и приказала найти себе занятие где-нибудь подальше от ее глаз.
Тогда Горинович стал скитаться по южным губерниям Российской империи. У него не было никакой одежды, кроме формы отставного юнкера. Горинович писал, что из-за этой формы на него смотрели с подозрением. По той же причине его отказывались брать на работу.
Помогла Николаю случайность: одним днем он встретил на улице социал-революционера, который был знаком с его семьей. Этим случайным человеком оказался Петр Федорович Ларионов — он был распорядителем конспиративной квартиры, в которой проживали социалисты.
Так, не имея представления об этой идеологии, Горинович поселился у своих новых товарищей в 1874 году. Там он много общался с молодыми революционерами, занимался чтением подпольной литературы и быстро поверил в левые идеи. В той же коммуне проживала Екатерина Брешко-Брешковская — бабушка русской революции, половину жизни просидевшая в тюрьмах за антигосударственную и террористическую деятельность, а после февральской революции — в царских покоях Зимнего дворца по протекции Керенского.
Одним из главных обычаев революционеров того времени было хождение в народ: молодые люди одевались в крестьянскую одежду и отправлялись ходить по деревням, пропагандируя идеи левой революции. Брешко-Брешковская так пересказывала одно из своих незатейливых выступлений:
— Приказывает Господь народу своему напасть на города и жилища купцов, помещиков <...> и разорять их до основания, поганых же злодеев вешать и резать, а имущество их награбленное делить поровну между собою. Тогда люди будут жить мирно и дружно и у каждого будет достаточно своего. Бейтесь с ними до тех пор, пока ни единого не оставите в живых. Аминь.