Шелковый путь проложат по льду
Развитие Северного морского пути отныне подразумевает создание целого трансарктического транспортного коридора. Правительство рассчитывает привлечь в новые проекты иностранных инвесторов, а бизнес надеется на частно-государственное партнерство

Термин «трансарктический транспортный коридор» (ТТК) впервые прозвучал в ходе Международного арктического форума в марте этого года и окончательно закрепился на ПМЭФ на прошлой неделе. «СМП звучит уже не так значимо. Недавно родившееся понятие ТТК — это перспектива, основной актив Арктики, который нам необходимо развивать и капитализировать», — заявил на форуме в Санкт-Петербурге начальник Управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков.
ТТК включает в себя не только Севморпуть в его классическом понимании — от Карских ворот до Берингова пролива, — но вообще весь маршрут от Петербурга до Владивостока, где арктические морские перевозки будут поддержаны портовой и железнодорожной инфраструктурой, а также речной логистикой.
По мнению Вахрукова, для обеспечения необходимого объема перевозок по Севморпути нужен комплексный подход к развитию ТТК с привлечением потенциала всей страны. «Сегодня мы имеем отдельные разделы по различным аспектам развития Арктической зоны, в том числе транспорта, в различных национальных проектах. Там незначительные деньги, и они, к сожалению, между собой не увязаны», — отметил он.
Он предложил проработать пространственно-экономическую модель развития Арктики, которая будет включать развитие портов, внутренних водных путей, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог. Такой подход позволит объединить усилия всех участников, а также привлечь инвесторов для достижения синергетического эффекта.
Сейчас, несмотря на заявленные целевые показатели, план загрузки СМП выполнен менее чем наполовину. Перевезенные в прошлом году по Севморпути 37,9 млн тонн грузов в 10 раз превышают объем поставок 2014 года, но недотягивают до запланированных правительством 90,1 млн тонн. Введенные санкции затормозили развитие новых проектов, таких как «Арктик СПГ-2» «НоваТЭКа» в ЯНАО или строительство Баимского ГОКа на Чукотке.
А объем грузопотока по Севморпути, равно как и возможности круглогодичной навигации, о которой на ПМЭФ говорили представители «Росатома», вызывают большие вопросы. Как рассказал «Моноклю» руководитель и совладелец консультационной компании «Гекон», член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев, 84% всего грузопотока ТТК составляет минеральное сырье. «И если до 2035 года прогнозируется рост поставок, то после из-за истощения запасов может быть падение грузопотока, если не заработают новые проекты», — говорит эксперт.
Северная кладовая
Значение Арктики, занимающей почти треть территории страны, трудно переоценить — это подчеркнули все участники ПМЭФ. Вклад Арктической зоны в экономику сейчас оценивается на уровне 15% ВВП. Береговая линия протяженностью 22,6 тыс. километров составляет 60% всей мировой арктической береговой линии. «И нельзя забывать о сакральном значении этой земли. Арктика и северные территории встроены в нашу духовно-ценностную матрицу. Это часть нашей национальной идеи», — убежден спецпредставитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
«Есть известная на Севере легенда: когда Господь распределял ценные ресурсы по планете Земля, пролетал над Арктикой, у него замерзли руки, и он все выронил туда», — добавил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
В регионе находится 13% мировых вероятных запасов нефти, 30% — природного газа (половина из них — на территории России). Здесь сосредоточено 10% мировых доказанных запасов никеля, 19% — металлов платиновой группы, 10% — титана, а также золота, цинка и кобальта.
Поэтому уже много десятилетий существует прямой экономический интерес в развитии Арктики, и сегодня он подтвержден фактически совершенными инвестициями, подчеркнул министр. По словам Алексея Чекункова, в Арктике создана самая большая в мире преференциальная зона с особыми условиями ведения бизнеса, начата реализация более 1000 проектов с объемом инвестиций свыше 2 трлн рублей, 800 млрд из которых уже вложены.