Стол, стул и — внезапно — лавка
Как студент МГУ стал ремесленником, и почему его первая работа называется «Своды»

Этим текстом мы хотели начать новую рубрику — «Премьера вещей». Рубрика должна была рассказывать о том, что происходит в отечественном предметном дизайне: уже выросло новое поколение мастеров-ремесленников, которые своими руками делают множество интересных концептуальных штучек. Первым героем рубрики должна была стать мебельная коллекция «Своды» — обеденная группа, в основе идеи которой лежит отсылка к православной храмовой архитектуре. Но ее автор, 25-летний москвич Михаил Пашков, оказался таким необычным персонажем, что рассказывать о человеке оказалось интереснее, чем о сделанных им предметах.
Правильные приоритеты
Заканчивая третий курс факультета международных отношений МГУ, Миша понял, что «все эти международные договоры и списки баллистических ракет» — не его. И, пытаясь понять, что ему в этой жизни интересно, он пришел к невероятному выводу: ему хочется что-то делать. Невероятному, учитывая уже ставший стереотипным и «мемным» хтонический ужас зумеров перед ручным и тем более физическим трудом.
— Возможно, это конфабуляция, самообман при попытке ретроспективы, но мне кажется, что я с детства все время что-то делал руками, наблюдал, как что-то кто-то делает руками, — пытается объяснить Михаил, откуда появилось это странное желание. — Обычно отец передает сыну какие-то прикладные навыки, но у меня это больше от мамы — она у меня очень активная женщина, все время что-то делает на даче. Может сама сколотить садовую мебель, например.
«Big brother is watching» за всеми нами из интернета, поэтому очень скоро «таргет» выбросил из своих недр на монитор лэптопа Михаила рекламный баннер: в мастерскую требуются люди, которые хотят работать. Как раз были каникулы между семестрами («таргет» лучше нас знает, что, когда и как!), и он подумал: почему бы и не потратить две каникулярные недели с пользой, тем более что никаких высоких требований там не ставят. Это была большая мастерская «КвадратТруба», которая производила сложные дизайнерские объекты — мебель для ресторанов и жилых помещений.
— Наверное, главное, чему я там научился, — это понимание того, насколько многообразен мир материалов и технологий. В мастерской работали со всеми существующими материалами. Денег я там получал немного, но с точки зрения бэкграунда это опыт очень полезный, я очень им благодарен, — размышляет Михаил.
Найдя свое, как тогда казалось, просто хобби, Михаил не бросил институт, получил академическое образование, хотя и был уверен, что оно никогда ему не понадобится. И продолжил постигать азы ремесленничества.
— В сфере ремесла мне все время казалось, что я недостаточно компетентен. Помимо приобретения прикладных навыков хотелось набираться теоретических основ. Мне хотелось работать больше с деревяшками, а в мастерской я имел с ними дела мало. Тогда я отучился на столярных курсах, — вспоминает Михаил. — Потом меня пригласили в другую мастерскую, где мы работали с цветными металлами, химически их обрабатывали, состаривали, ковали, например, двери для храмов. То есть это не какая-то сварка такая, знаете, с черными металлами, а именно художественная обработка металлов. Я работал с разными материалами, занимался отделочными декоративными работами и просто постигал этот необъятный мир декоративно-прикладного искусства.
Стремление к творческой независимости
Когда стало понятно, что хобби приобретает признаки дела всей жизни, Михаил задумался о создании собственной мастерской. К этому подталкивала нарастающая потребность в независимом творчестве. У отца был захламленный не используемый гараж. Михаил выпросил себе «карт-бланш» на помещение, разгреб завалы барахла и обустроил мастерскую. Некоторое время он жил в изматывающем ритме — днем уходил на работу в чужие мастерские, вечером устало брел в свою. Заработанные деньги тратил на станки, материалы и инструменты. Через год такой жизни, создав небольшую материально-техническую базу своего будущего, решился уйти в «свободный полет».
— Уже были идеи, но это трудно назвать бизнесом. Работая в «КвадратТрубе», я познакомился с человеком, с которым мы дружим до сих пор и вместе делаем в моей мастерской какие-то небольшие совместные проекты. В этом мало творчества, это мебель для музыкальных студий по индивидуальным заказам, чтобы люди могли встраивать туда свое студийное оборудование. Но это давало возможность немного зарабатывать, — объясняет Михаил. — Уже тогда я понимал, что хочу не только делать что-то руками на заказ, по чужим эскизам, но хочу научиться этому сам и делать ту мебель, которая отражала бы меня как художника, в которую я, возможно, закладывал бы частичку чего-то, что важно именно для меня.
И опять помог вездесущий «таргет». Из бездонных недр интернета, строго в нужный момент, выплыло объявление о наборе на обучающую программу в дизайн-лабораторию архитектора Петра Сафиуллина и дизайнера Светланы Липкиной — они как раз запускали программу, на которой в интенсивном формате собирались обучать людей, у которых уже есть какие-то навыки интерьерного дизайна или ремесленничества, помогали погрузиться в мир именно предметного дизайна и понять, как на базе какого-то предмета или коллекции позиционировать свой бренд и дальше продвигать его на рынке. Курс занимал три месяца.