Сахар: есть или не есть
С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться
Развернутая в последние десятилетия кампания против сахара как виновника эпидемии ожирения пока не принесла результатов: его потребление в мире неуклонно растет. По прогнозам Международной диабетической федерации, к 2030 году каждый десятый житель планеты будет страдать сахарным диабетом (сейчас — каждый 16-й), в России к этому времени ожидают увеличения числа больных с нынешних 4,8 млн до 14 млн человек. При всей пагубности сахара простых решений, которые помогли бы людям избавиться от сладкой зависимости, не находится.
Причина этого кроется не только в сложившихся вкусовых пристрастиях. На уровне биохимии нам постоянно требуется глюкоза, которая, как известно, является основным компонентом сахара. Она питает клетки энергией, участвует в обменных процессах (например, способствует усвоению белка для строительства мышц), помогает печени формировать кислоты, которые обезвреживают токсические вещества, а также откладывается в печени и мышцах в виде гликогена — неприкосновенного запаса организма на случай голода.
Таким образом, сахар дает быстрое насыщение и прилив энергии, что важно для поддержания сил: поступая в кишечник, сахароза расщепляется на фруктозу и глюкозу, которые после попадания в кровь возмещают большую часть энергетических потерь.
Однако много сахара не равно много энергии. Биохимические процессы в клетках нелинейны: организм должен переработать поступающую глюкозу, а если ее слишком много, он просто не справится и будет вынужден распределять по клеткам и тканям ее остатки, которые в результате ряда реакций превращаются в самый настоящий жир.
Наконец, поступающий с едой сахар провоцирует выработку поджелудочной железой большого количества инсулина, что может стать причиной нечувствительности к нему клеток и вызвать сахарный диабет. А он, в свою очередь, приводит к массе проблем: с сердцем, сосудами, почками, глазами и ногами.
По данным Росстата, в 2023 году массу тела, соответствующую стадиям предожирения и ожирения, имели 62,5% жителей РФ в возрасте от 19 лет. С 2018 года, когда проводилось предыдущее исследование, эта когорта выросла на 0,8%. Наибольший вклад — более 3% — в статистику вносят мужчины. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2022 год, избыточную массу тела имели 43% всех взрослых жителей планеты, или 2,5 млрд человек
Жирный заговор
Подозревать в сахаре главного врага здорового образа жизни ученые начали еще в 1960-е годы: тогда в западных странах впервые обратили внимание на рост числа людей с ожирением и корреляцию этого роста с увеличением сердечно-сосудистых заболеваний, рака и преждевременной смертности. Но помимо сахарной гипотезы, которую отстаивал ведущий британский диетолог с русскими корнями Джон Юдкин, в ходу была и альтернативная — жировая, которую выдвинули его американские коллеги.
Американцы в той битве теорий одержали безоговорочную победу. Как сейчас пишут в зарубежной прессе — благодаря агрессивному напору, которому интеллигент Юдкин не смог противостоять и отступил, несмотря на все свои исследования, подкрепленные множеством научных аргументов.
В 1980-е годы правительства США и Великобритании опубликовали первые рекомендации по сокращению потребления не сахара, а насыщенных жиров и холестерина. Людям впервые посоветовали есть меньше чего-то, а не «достаточно всего». Эти предписания повлияли на рацион сотен миллионов людей во всем мире: врачи опирались на них в своих советах, а производители еды — при разработке продуктов питания.
Но медицинская статистика, которая появилась в последующие годы, заставила ученых усомниться в справедливости жировой гипотезы. Если в 1950 году в США ожирением страдали всего 12% американцев, в 1980 году — 15%, то к 2000 году уже 35%. В Англии кривая оставалась неизменной вплоть до середины 1980-х, но после тоже взлетела, показав более чем троекратный рост числа людей с ожирением. Число случаев диабета второго типа, тесно связанного с избыточным весом, также резко повысилось в обеих странах.