Подлинное образование: наука, искусство, религия**
Актуальные мировые задачи сможет решить только новое поколение широко образованных людей

Мы живем в эпоху слома всей мировой системы. Социокультурная система, созданная Европой, которая обеспечила доминирование Запада в мире на протяжении нескольких веков, себя исчерпала. Многие цели достигнуты, другие отвергнуты (советский социалистический проект). Впереди нечто принципиально новое. Западный цикл начался шесть или семь веков назад. Он дал человечеству огромные достижения — в науке, культуре, социальной жизни, в экономике. Но сейчас мы видим очевидные признаки разложения западной цивилизации.
* Советник Президента России.
** По выступлению автора на конференции «Если перед нами встанет истина» (Сириус, февраль 2025 г.).
То, что мы наблюдаем, это не локальные явления, не заблуждения, не чьи-то ошибки. Это закономерный финальный акт жизни западной социокультурной суперсистемы. С этим трудно согласиться, но еще семьдесят лет назад великий социолог Питирим Александрович Сорокин предвидел такой финал. Его прогноз во многих деталях совпадет с тем, что мы наблюдаем сейчас в реальности.
Мы наблюдаем культ потребления, удовольствия и индивидуальной свободы.
Идеология ЛГБТ, бездетности, эвтаназии — это ведь попросту идеология смерти.
Вырождение капитализма. А ведь при всех его грехах он был созидательным. Теперь ему уже почти не нужны работники и созидатели, а только потребители.
Цифровизация. Человечество жило несколько столетий в эпоху Гутенберга. Книги создали новое массово образованное человечество. Теперь наступила эпоха Цукерберга.
Нами манипулируют в интернете. Хозяева крупнейших IT-компаний, а это в основном американские компании, заявляют: мы отменяем тайну частной жизни. Мы пока даже не осознаем, к каким изменениям, антропологическим изменениям, приведет ликвидация тайны частной жизни.
На мир обрушился вал низкой культуры. Такая культура была всегда, но никогда она не доминировала; ее представители не позволяли себе разрушать иерархию культурных ценностей. Теперь ничего не стыдно, потому что мерило успеха культурного продукта — быстро заработанные деньги.
Цифра и образование. Раздаются голоса, что в скором времени львиная доля молодежи будет получать дистанционное или полудистанционное высшее образование. И только один из ста получит настоящее полноценное образование с живыми профессорами, в живой научной среде.
Список можно продолжить. Но я исхожу из того, что мы находимся внутри финального кризиса западной социокультурной суперсистемы. Этот кризис затрагивает весь мир, и нашу страну тоже, поскольку западная цивилизация управляла миром последние несколько столетий.
Что впереди?
Питирим Сорокин выделял две основные формы социокультурных систем, суперсистем — чувственная (сенсорная, материальная), идеациональная (сверхчувственная), а также форма промежуточная — интегральная (иначе — идеалистическая). Здесь нет места подробно изложить теорию Сорокина. Напомню ее содержание лишь в нескольких строчках.
Сорокин различает социокультурные типы обществ по четырем пунктам. Первый — природа реальности. Для одних людей природа реальности — это то, что может быть воспринято органами чувств, они полагают, что за пределами этого чувственного бытия ничего нет. Для других людей есть нечто сверхчувственное, нематериальное, и для них это истинная реальность. Второй пункт — природа потребностей. Потребности могут быть плотскими (чувственными) — телесный комфорт, наслаждения, следование моде в потреблении или духовными — служение Богу, спасение души, исполнение священного долга. Третье — степень удовлетворения потребностей: одни ограничиваются хлебом и водой, другие закатывают пиры. Четвертое — способы удовлетворения потребностей: изменять окружающую среду, чтобы удовлетворить свою потребность, или менять себя, чтобы подстроиться под окружающую среду. Пример системы сверхчувственной (идеациональной) — это Византийская империя, пример системы чувственной — это как раз западный мир, начиная с XIV–XV веков до нашего времени.