Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

WeekendКультура

Показывают то, что скрыто

Музейное закулисье выходит на авансцену

Текст: Анна Углова

Визуализация депозитарно-реставрационного и выставочного центра ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Фото: Архитектурное бюро «Проект Меганом»

Долгое время запасники оставались заповедной зоной, куда попадали в основном научные сотрудники и реставраторы. Остальные могли только догадываться, что происходит внутри. Но постепенно практика открытого хранения становится настоящим трендом. Так, среди самых обсуждаемых сегодня проектов — открытое в конце мая хранилище Музея Виктории и Альберта. Оно полностью переосмысляет взаимодействие посетителей с музейной коллекцией.

Музейные пространства меняются, все больше обнажаясь и сокращая дистанцию между институцией и зрителем. Поначалу это происходило непосредственно с теми зданиями, где искусство экспонируют. С тех пор как в 1977-м открылся Центр Жоржа Помпиду по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, музеи искусства все чаще мыслятся как проницаемые пространства без условностей.

Тогда же впервые заговорили и о формате так называемого открытого хранения (visible storage). Это, как и собственно сам Центр Помпиду, было способом радикальной «демократизации» музейных пространств, которая позволила бы привлечь новых посетителей.

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images

Чаще всего открытое хранение — это фондохранилище, приспособленное для визитов посетителей. Его главная особенность — отсутствие явного нарратива и концептуальности в том, что зритель видит. Произведения выстроены по хронологии или технике исполнения, иногда по стилистическому направлению: так их удобнее хранить и изучать. Информацию об экспонатах сообщают экскурсоводы или бесстрастные пояснительные таблички.

Впервые открытое хранение продемонстрировали в Ванкувере: в 1976-м там разместили экспозицию, где на виду была коллекция Музея антропологии при университете Британской Колумбии. Затем присоединились и другие страны: в Нью-Йорке так в 1988-м в Американском крыле Музея Метрополитен представили более 18 тыс. экспонатов, примерно 80% фонда. В Европе одним из первых музеев с открытым хранением стал MAS в Антверпене в 2011 году.

Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: Getty Images
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS; Bruynzeel Storage Systems
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS; Bruynzeel Storage Systems

Законодатели выставочной моды

Сейчас открытое хранение или его элементы встречаются во многих музеях Европы: от главных художественных галерей Риги и Вильнюса до этнографической экспозиции в Бремене и MAS в Антверпене. Одним из первых новаторов в этой области был лондонский Музей Виктории и Альберта с крупнейшей в мире коллекцией прикладного искусства. В 2010 году там по проекту архитектурных бюро Opera Amsterdam и Stanton Williams реконструировали галереи керамики и стекла, сделав видимыми и доступными для изучения более 26 тыс. предметов.

Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase

Семь лет назад музей пошел еще дальше и решил переосмыслить саму модель открытого хранилища. На строительство отдельного здания V&A East Storehouse стоимостью £65 млн пригласили Diller Scofidio + Renfro. Это американское архитектурное бюро больше 40 лет создает захватывающую, технически совершенную архитектуру, которая тем не менее не отпугивает холодностью или излишним пафосом. Российскому зрителю оно известно прежде всего по парку «Зарядье» на месте гостиницы «Россия» у Московского Кремля, а ньюйоркцам — Хай-Лайн-парком на заброшенной железнодорожной ветке.

Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Kemka Ajoku for V&A

Архитекторы хотели, чтобы люди в хранилище Виктории и Альберта «дышали тем же воздухом, что и артефакты». Для этого они разработали гибрид выставочного пространства, архива и хранилища. Стеллажи, ящики и витрины тщательно организованы как часть маршрута со 100 мини-выставками, которые прерывают утилитарную сетку историями, объектами и неожиданными сопоставлениями. Пол прозрачный, так что видно, как музейные работники разгружают и упаковывают предметы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
Новый взгляд Новый взгляд

Элегантный интерьер салона косметологии с авторскими решениями

SALON-Interior
От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах От Трампа до Дидди: как именитые судебные художницы работали на громких процессах

Судебные художницы: истоки профессии и самые известные процессы

Forbes
В контакте с видео В контакте с видео

«VK видео» обошел YouTube по охвату в России: что это значит для видеорынка?

Ведомости
Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой) Как быстро возбудить девушку: 12 способов (гид, который стоит держать под рукой)

Не знаете, как быстро возбудить девушку до предела? Вы по адресу!

Playboy
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Генеральная уборка Генеральная уборка

Как РГО старается уменьшить следы антропогенного воздействия

Вокруг света
Далекие близкие Далекие близкие

Откуда в отношениях берется одиночество и можно ли это исправить?

Лиза
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Топ-6 мрачных аниме про темную магию Топ-6 мрачных аниме про темную магию

6 аниме, где волшебная сила не так однозначна и зачастую может стать проклятием

Maxim
Со всей силой мягкости Со всей силой мягкости

Писатель Ги де Мопассан с трудом поддается введению в рамки

Weekend
На видном месте На видном месте

Реклама стран на форме клубов: имидж для властей, аудитория для команд

Ведомости
Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве Где найти: Индия, Вьетнам, Китай и Иран в Москве

Московские места, в которых удастся исследовать Индию, Иран, Китай и Вьетнам

СНОБ
Лучшие фильмы с Лиамом Нисоном Лучшие фильмы с Лиамом Нисоном

Лиам Нисон снялся более чем в 130 картинах. Мы собрали топ-10 его работ

Maxim
Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам

Каким стал новый механизм оценки доходов гражданина

Forbes
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Искусство детям Искусство детям

Как говорить с ребенком об искусстве, не усыпив его скучными терминами

Grazia
Снова в книгу Снова в книгу

Погружение в философию, беглый взгляд на историю, развенчание социологии

Weekend
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Учебная тревога Учебная тревога

Как устроена система образования в странах Азии и почему она вызывает опасения

РБК
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
Фондовый крах Фондовый крах

Как появился и сгинул Национальный фонд спорта

Ведомости
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Отпускное настроение Отпускное настроение

Солнечная Абхазия – идеальное пляжное направление

Лиза
Часы Часы

Самые запомнившиеся часы года: коллаборации, романтика и пасхалки

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Открыть в приложении