«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Н. Бунина/из архива А. Тараторкиной

«Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу».

— Анна, вы представляете уже третье поколение творческих людей своей семьи. Ведь ваши дедушка и бабушка были писателями?

— Да, бабушка и дедушка с маминой стороны — Агния Кузнецова и Георгий Марков — были писателями. Дедушка был председателем правления Союза писателей СССР, членом ЦК КПСС, обладателем многих государственных наград, его романы стали классикой исторической сибириады.

Дедушка был таежником, тринадцатым ребенком в семье охотника-промысловика. Почти все, что он написал, посвящено его родным краям — Западной Сибири. Он очень любил рассказывать одну историю. Как-то раз в 60-е годы, когда он уже жил в Москве, был известным писателем и депутатом Верховного Совета, в очередной раз приехал в Томскую область. Его отец уже умер, но некоторые его друзья-охотники еще были живы. И вот один из них стал расспрашивать дедушку о житье-бытье в Москве. «Рыбалишь ли, охотишься ли?» — «Да нет, какая рыбалка и охота, нет времени». — «Ну ты смотри, Егорий, надолго-то в Москве не задерживайся, а то совсем одичаешь!» (Улыбается.)

Дедушка Георгий Мокеевич Марков, 1980 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

Значительный пласт творчества бабушки, в частности ее книга «Моя мадонна», посвящен исследованию жизни Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Пушкина. Каждый раз, когда бабушка бывала в Ленинграде, она непременно приходила на могилу Натальи Николаевны в Александро-Невской лавре с цветами.

Бабушка очень дружила с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым — знаменитым пушкиноведом. Переписывалась с легендарным хранителем пушкинского Михайловского Семеном Степановичем Гейченко, который присылал ей в письмах шишки и веточки с аллеи Керн в Михайловском. Андроников и Гейченко безоговорочно поддержали бабушкино видение личности Натальи Гончаровой и много усилий приложили к тому, чтобы оправдать Наталью Николаевну во всей истории, связанной с последней дуэлью Пушкина. Они поднимали документы, изучали архивы, отыскивали потерянные письма. Удивительно, но так сложилось, что все это мне пригодилось, когда я играла Гончарову в спектакле Алексея Бородина «Последние дни» на сцене РАМТа. Я тогда тоже изучила огромное количество литературы, и мне стало очевидно, что те домыслы, которыми обросла ее личность, абсолютно беспочвенны и не имеют никакой подоплеки. Передо мной предстал образ человека, очень преданного Александру Сергеевичу и детям.

Бабушка Агния Александровна Кузнецова, конец 60-х годов. Фото: из архива А. Тараторкиной

В связи с тем, что у бабушки с дедушкой была дача в Переделкине, мы с братом лето проводили там. Огромное количество воспоминаний связано с писателями советского периода.

Конечно, я уже не застала в живых многих легендарных переделкинцев — Пастернака, Чуковского. Моя мама, например, в детстве видела Бориса Пастернака, который, идя на пруд купаться, учтиво здоровался и раскланивался с играющими на улице детьми, задавая им удивлявший их вопрос: «Как ваше здоровье?» Но зато меня видели Каверин, Катаев, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский. (Смеется.)

Мама рассказывала, что, когда я была маленькой и меня еще возили в коляске, при встрече Валентин Катаев говорил: «Ножками надо ходить, ножками».

Или такая история, например. У нас была домработница Манжела — загадочная личность родом с Западной Украины, говорившая по чуть-чуть на разных языках и успевшая много у кого поработать в Переделкине, в частности у Евгения Евтушенко. Она любила рассказывать историю, как Евтушенко, проснувшись утром, спрашивал ее, не видала ли она его машину, на которой он накануне вечером, будучи в подпитии, съехал в кювет. Слово «кювет» в ее полиглотной интерпретации звучало совсем иначе. Получалось так: «Женя, поищите вашу машину в Кувейте!» Или: «Я ему говорю: «Женя, ну что вы сели завтракать? Я еще собаку не покормила».

Центром притяжения был Дом творчества писателей. Помню, как мой брат Филипп и двоюродная сестра Ксения устраивали целые карнавалы на территории Дома творчества. Филипп облачался в костюм химзащиты, а Ксеня — в красное репетиционное платье (из театра «Современник») моей мамы, потом они брали мою детскую коляску, клали в нее мою куклу Соню в моих же ползунках и чепчике, и пугали прогуливавшихся писателей. Старшая двоюродная сестра Марина со своей компанией писательских детей и внуков каталась по городку писателей на изобретенном ими чуде техники — кровати с мотором.

Это был отдельный ушедший мир. Сейчас того Переделкина уже нет.

— У вас очень известная и знаковая фамилия. Как вам живется с ней?

— Я никогда не была зациклена на своей фамилии. Мне часто задавали этот вопрос, и каждый раз я внутренне удивлялась. Потому что, видимо, жила в таком внутреннем контексте своей семьи, в котором этого вопроса не существовало. Я осознавала с рождения исключительность и избранность своего папы, но никогда не переводила это на себя. Папа — это папа. Других таких нет. Это «штучный товар». Когда я шла с папой по улице и на него оглядывались, сворачивая головы, или толкали друг друга в бок, или подходили за автографом, меня распирало от гордости. Я вся светилась от счастья, потому что замечала, как люди преображались, когда его видели. И хотя логической цепочки еще не могла выстроить, все же понимала, что папа для них много значил. С этим пониманием я росла, но у меня даже и мысли не возникало проецировать это на себя.

Учась в школе, несмотря на моих папу, маму и замечательного брата, который до меня окончил школу и благодаря своим талантам и способностям был легендой в ее стенах, я никогда не считала, что это как-то развязывает мне руки и дает паразитировать на фамилии.

Анна Тараторкина с братом Филиппом и отцом Георгием Тараторкиным, 90-е годы. Фото: из архива А. Тараторкиной

— В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения вашего отца...

— Да... Я готовила вечер памяти папы в Центральном доме актера имени Яблочкиной, приуроченный к его 80-летию. Телеверсию покажет канал «Культура».

Еще снят замечательный фильм под названием «Очень красивый человек». Потому что, помимо внешней красоты, папа был человеком внутренней красоты — красоты поступков, целей, жизненного пути. И красота в таком смысле еще и про его отличность от других, уникальность.

Была подготовлена масштабная выставка в Доме актера. В Музее кино на ВДНХ летом открылась выставка, посвященная папе. А в конце сентября состоится вечер памяти в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.

Вообще папа и его родной город — это особая тема. Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу.

Маргарита Терехова и Георгий Тараторкин в спектакле «Передышка в Арко Ирис», Театр имени Моссовета, 1978 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Анна, а когда вы решили прийти в профессию?

— Родители меня ограждали от нее, от ее изнанки, в доме никогда не велись околотеатральные разговоры и обсуждения репетиций или съемок.

В школе мне хорошо давались языки, я с удовольствием ими занималась. Еще мне всегда была интересна медицина, мой далекий сибирский предок по маминой линии был травником, врачевателем. Он был крепостным графа Строганова и смог исцелить его детей, которых до него никто вылечить не мог. И за это ему была дарована вольная. Кстати, моя бабушка описала эту историю в повести «Под бурями судьбы жестокой...». Возможно, через поколения что-то передалось маме, а от мамы — мне. И это «что-то» — интерес к медицине, какая-то интуиция, ощущение того, как нужно, которые помогают мне и с моими детьми, и с собой, и с близкими. Я ни в коем случае не занимаюсь самолечением, но какое-то неформулируемое знание, безусловно, во мне есть. Так что стремление к актерству у меня сформировалось только к окончанию школы.

Анна Тараторкина с родителями, Георгием Тараторкиным и Екатериной Марковой. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Ваша мама, которую все помнят по фильму «...А зори здесь тихие» и по ее многочисленным повестям и романам, в недавнем интервью говорила, что она обладает необыкновенной интуицией...

— Она очень тонко чувствует и меня, и моего брата Филиппа. Была такая история, которая напугала даже ее саму, не говоря уже о нас.

Мы с братом гоняли на велосипедах в Переделкине, сидели на заборах, в меру хулиганили, в общем, вели обычную детскую жизнь на каникулах. И вот однажды мама должна была уехать в Москву. Вдруг она остановилась и говорит: «Я тебя умоляю, давай ты сегодня не будешь кататься на велосипеде». Я удивилась, но кивнула. Она уехала. Я не выдержала и все-таки села на велосипед. И вдруг непонятно почему на ровном месте упала и сильно ударилась рукой. Та приобрела какие-то феерические размеры и несвойственный ей окрас. Мама потом рассказывала, что она звонит кому-то из телефона-автомата, мобильных еще не было, и ее куда-то приглашают. А она отвечает: «Нет, я сегодня не могу, мне же надо Аню везти в поликлинику». Говорит эту фразу, останавливается и добавляет: «Подожди, в какую поликлинику?» После этого она понимает, что надо ехать на дачу. Приезжает и спрашивает меня: «Как дела?» Я, пряча руку, отвечаю: «Все прекрасно!» Тут она видит ее и приходит в ужас... Оказалось, перелом всей руки, огромная трещина. И таких случаев, связанных с мамой, было много. Она склонна к мистике и верит в это. Может, потому и верит, что что-то в себе чувствует. Мне это совсем не передалось, я скорее реалист.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Такого нам не надо Такого нам не надо

13 самых вредных продуктов для здоровья и фигуры (и чем их заменить)

Лиза
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Тимоти Шаламе Тимоти Шаламе

Правила жизни актера Тимоти Шаламе

Esquire
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Эхо Парижа Эхо Парижа

Оммаж творчеству великих парижских кутюрье в интерьере тюменской квартиры

SALON-Interior
Девять правил жизни Французской Гвианы Девять правил жизни Французской Гвианы

Французская Гвиана: на чем сосредоточена её жизнь и как живут гвианцы?

Правила жизни
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
Варианты будущего Варианты будущего

Что исследователи говорят о том, что ждет нас в будущем

Ведомости
Чьим голосом вы говорите с собой? Чьим голосом вы говорите с собой?

Тест: как часто вы точно понимаете, чего на самом деле хотите

Psychologies
Починяю примус Починяю примус

10 популярных когда-то советских слов, которые сегодня почти забыты

Лиза
Все не как у людей Все не как у людей

Бытовые привычки иностранцев, которые нас удивляют

Лиза
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Красота функции Красота функции

Интерьер функционального дома для двух взрослых и двух детей

SALON-Interior
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин Почему ругать собаку бесполезно: эту ошибку допускает каждый второй хозяин

Как себя вести, если ваша собака в чем-то провинилась?

ТехИнсайдер
Регулировать, но не передавить Регулировать, но не передавить

На каких принципах должно основываться регулирование технологий в сфере ИИ

Ведомости
Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой» Вадим Балашов, «Твоя Полка»: «Стараемся не стать той самой советской комиссионкой»

Вадим Балашов рассказал, как зарабатывать на сдаче в аренду полок в магазине

Forbes
Нежные минималисты и футболистка-футуристка Нежные минималисты и футболистка-футуристка

Как современные музыканты и композиторы ломают жанровые барьеры за кадром

Weekend
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
Дело молодое Дело молодое

После череды мрачных ролей Иван Янковский возвращается в свое «отрочество»

СНОБ
«Это было круто, да?» «Это было круто, да?»

Колонка о поэте и переводчике Илье Кормильцеве

Weekend
Криптовалютные пенсии Криптовалютные пенсии

В чем сложность хранения альтернативных активов на пенсионных счетах

Ведомости
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Частота убытков Частота убытков

Почему снижается частота страховых случаев такси и других видов транспорта

Ведомости
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником

Употребление красного мяса может усугубить болезни кишечника

ТехИнсайдер
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Открыть в приложении