«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Н. Бунина/из архива А. Тараторкиной

«Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу».

— Анна, вы представляете уже третье поколение творческих людей своей семьи. Ведь ваши дедушка и бабушка были писателями?

— Да, бабушка и дедушка с маминой стороны — Агния Кузнецова и Георгий Марков — были писателями. Дедушка был председателем правления Союза писателей СССР, членом ЦК КПСС, обладателем многих государственных наград, его романы стали классикой исторической сибириады.

Дедушка был таежником, тринадцатым ребенком в семье охотника-промысловика. Почти все, что он написал, посвящено его родным краям — Западной Сибири. Он очень любил рассказывать одну историю. Как-то раз в 60-е годы, когда он уже жил в Москве, был известным писателем и депутатом Верховного Совета, в очередной раз приехал в Томскую область. Его отец уже умер, но некоторые его друзья-охотники еще были живы. И вот один из них стал расспрашивать дедушку о житье-бытье в Москве. «Рыбалишь ли, охотишься ли?» — «Да нет, какая рыбалка и охота, нет времени». — «Ну ты смотри, Егорий, надолго-то в Москве не задерживайся, а то совсем одичаешь!» (Улыбается.)

Дедушка Георгий Мокеевич Марков, 1980 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

Значительный пласт творчества бабушки, в частности ее книга «Моя мадонна», посвящен исследованию жизни Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Пушкина. Каждый раз, когда бабушка бывала в Ленинграде, она непременно приходила на могилу Натальи Николаевны в Александро-Невской лавре с цветами.

Бабушка очень дружила с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым — знаменитым пушкиноведом. Переписывалась с легендарным хранителем пушкинского Михайловского Семеном Степановичем Гейченко, который присылал ей в письмах шишки и веточки с аллеи Керн в Михайловском. Андроников и Гейченко безоговорочно поддержали бабушкино видение личности Натальи Гончаровой и много усилий приложили к тому, чтобы оправдать Наталью Николаевну во всей истории, связанной с последней дуэлью Пушкина. Они поднимали документы, изучали архивы, отыскивали потерянные письма. Удивительно, но так сложилось, что все это мне пригодилось, когда я играла Гончарову в спектакле Алексея Бородина «Последние дни» на сцене РАМТа. Я тогда тоже изучила огромное количество литературы, и мне стало очевидно, что те домыслы, которыми обросла ее личность, абсолютно беспочвенны и не имеют никакой подоплеки. Передо мной предстал образ человека, очень преданного Александру Сергеевичу и детям.

Бабушка Агния Александровна Кузнецова, конец 60-х годов. Фото: из архива А. Тараторкиной

В связи с тем, что у бабушки с дедушкой была дача в Переделкине, мы с братом лето проводили там. Огромное количество воспоминаний связано с писателями советского периода.

Конечно, я уже не застала в живых многих легендарных переделкинцев — Пастернака, Чуковского. Моя мама, например, в детстве видела Бориса Пастернака, который, идя на пруд купаться, учтиво здоровался и раскланивался с играющими на улице детьми, задавая им удивлявший их вопрос: «Как ваше здоровье?» Но зато меня видели Каверин, Катаев, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский. (Смеется.)

Мама рассказывала, что, когда я была маленькой и меня еще возили в коляске, при встрече Валентин Катаев говорил: «Ножками надо ходить, ножками».

Или такая история, например. У нас была домработница Манжела — загадочная личность родом с Западной Украины, говорившая по чуть-чуть на разных языках и успевшая много у кого поработать в Переделкине, в частности у Евгения Евтушенко. Она любила рассказывать историю, как Евтушенко, проснувшись утром, спрашивал ее, не видала ли она его машину, на которой он накануне вечером, будучи в подпитии, съехал в кювет. Слово «кювет» в ее полиглотной интерпретации звучало совсем иначе. Получалось так: «Женя, поищите вашу машину в Кувейте!» Или: «Я ему говорю: «Женя, ну что вы сели завтракать? Я еще собаку не покормила».

Центром притяжения был Дом творчества писателей. Помню, как мой брат Филипп и двоюродная сестра Ксения устраивали целые карнавалы на территории Дома творчества. Филипп облачался в костюм химзащиты, а Ксеня — в красное репетиционное платье (из театра «Современник») моей мамы, потом они брали мою детскую коляску, клали в нее мою куклу Соню в моих же ползунках и чепчике, и пугали прогуливавшихся писателей. Старшая двоюродная сестра Марина со своей компанией писательских детей и внуков каталась по городку писателей на изобретенном ими чуде техники — кровати с мотором.

Это был отдельный ушедший мир. Сейчас того Переделкина уже нет.

— У вас очень известная и знаковая фамилия. Как вам живется с ней?

— Я никогда не была зациклена на своей фамилии. Мне часто задавали этот вопрос, и каждый раз я внутренне удивлялась. Потому что, видимо, жила в таком внутреннем контексте своей семьи, в котором этого вопроса не существовало. Я осознавала с рождения исключительность и избранность своего папы, но никогда не переводила это на себя. Папа — это папа. Других таких нет. Это «штучный товар». Когда я шла с папой по улице и на него оглядывались, сворачивая головы, или толкали друг друга в бок, или подходили за автографом, меня распирало от гордости. Я вся светилась от счастья, потому что замечала, как люди преображались, когда его видели. И хотя логической цепочки еще не могла выстроить, все же понимала, что папа для них много значил. С этим пониманием я росла, но у меня даже и мысли не возникало проецировать это на себя.

Учась в школе, несмотря на моих папу, маму и замечательного брата, который до меня окончил школу и благодаря своим талантам и способностям был легендой в ее стенах, я никогда не считала, что это как-то развязывает мне руки и дает паразитировать на фамилии.

Анна Тараторкина с братом Филиппом и отцом Георгием Тараторкиным, 90-е годы. Фото: из архива А. Тараторкиной

— В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения вашего отца...

— Да... Я готовила вечер памяти папы в Центральном доме актера имени Яблочкиной, приуроченный к его 80-летию. Телеверсию покажет канал «Культура».

Еще снят замечательный фильм под названием «Очень красивый человек». Потому что, помимо внешней красоты, папа был человеком внутренней красоты — красоты поступков, целей, жизненного пути. И красота в таком смысле еще и про его отличность от других, уникальность.

Была подготовлена масштабная выставка в Доме актера. В Музее кино на ВДНХ летом открылась выставка, посвященная папе. А в конце сентября состоится вечер памяти в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.

Вообще папа и его родной город — это особая тема. Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу.

Маргарита Терехова и Георгий Тараторкин в спектакле «Передышка в Арко Ирис», Театр имени Моссовета, 1978 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Анна, а когда вы решили прийти в профессию?

— Родители меня ограждали от нее, от ее изнанки, в доме никогда не велись околотеатральные разговоры и обсуждения репетиций или съемок.

В школе мне хорошо давались языки, я с удовольствием ими занималась. Еще мне всегда была интересна медицина, мой далекий сибирский предок по маминой линии был травником, врачевателем. Он был крепостным графа Строганова и смог исцелить его детей, которых до него никто вылечить не мог. И за это ему была дарована вольная. Кстати, моя бабушка описала эту историю в повести «Под бурями судьбы жестокой...». Возможно, через поколения что-то передалось маме, а от мамы — мне. И это «что-то» — интерес к медицине, какая-то интуиция, ощущение того, как нужно, которые помогают мне и с моими детьми, и с собой, и с близкими. Я ни в коем случае не занимаюсь самолечением, но какое-то неформулируемое знание, безусловно, во мне есть. Так что стремление к актерству у меня сформировалось только к окончанию школы.

Анна Тараторкина с родителями, Георгием Тараторкиным и Екатериной Марковой. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Ваша мама, которую все помнят по фильму «...А зори здесь тихие» и по ее многочисленным повестям и романам, в недавнем интервью говорила, что она обладает необыкновенной интуицией...

— Она очень тонко чувствует и меня, и моего брата Филиппа. Была такая история, которая напугала даже ее саму, не говоря уже о нас.

Мы с братом гоняли на велосипедах в Переделкине, сидели на заборах, в меру хулиганили, в общем, вели обычную детскую жизнь на каникулах. И вот однажды мама должна была уехать в Москву. Вдруг она остановилась и говорит: «Я тебя умоляю, давай ты сегодня не будешь кататься на велосипеде». Я удивилась, но кивнула. Она уехала. Я не выдержала и все-таки села на велосипед. И вдруг непонятно почему на ровном месте упала и сильно ударилась рукой. Та приобрела какие-то феерические размеры и несвойственный ей окрас. Мама потом рассказывала, что она звонит кому-то из телефона-автомата, мобильных еще не было, и ее куда-то приглашают. А она отвечает: «Нет, я сегодня не могу, мне же надо Аню везти в поликлинику». Говорит эту фразу, останавливается и добавляет: «Подожди, в какую поликлинику?» После этого она понимает, что надо ехать на дачу. Приезжает и спрашивает меня: «Как дела?» Я, пряча руку, отвечаю: «Все прекрасно!» Тут она видит ее и приходит в ужас... Оказалось, перелом всей руки, огромная трещина. И таких случаев, связанных с мамой, было много. Она склонна к мистике и верит в это. Может, потому и верит, что что-то в себе чувствует. Мне это совсем не передалось, я скорее реалист.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зло с человеческим лицом Зло с человеческим лицом

Самые кровожадные психопаты в мировой истории

P.I.C. Partner In Crime
Живот одобрит Живот одобрит

Чем питаться при синдроме раздраженного кишечника

Лиза
Красота функции Красота функции

Интерьер функционального дома для двух взрослых и двух детей

SALON-Interior
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
«Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое «Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое

Отрывок из книги «Кинооблучение» о самом начале карьеры Виктора Цоя

Правила жизни
Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162% Няня для хвостатого: спрос на услуги по уходу за животными вырос на 162%

Категория «Уход за животными» стала самой быстрорастущей на рынке услуг

Forbes
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
«И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла» «И бысть брань крѣпка зѣло и сѣча зла»

Куликовская битва — одно из самых знаменитых сражений в российской истории

Дилетант
Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери Человек из одуванчиков: чего вы не знаете о Рэе Брэдбери

Малоизвестные факты об американском писателе Рэе Брэдбери

Правила жизни
Починяю примус Починяю примус

10 популярных когда-то советских слов, которые сегодня почти забыты

Лиза
Частота убытков Частота убытков

Почему снижается частота страховых случаев такси и других видов транспорта

Ведомости
Запpетный лот сладок Запpетный лот сладок

Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБ
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Тратить здесь и сейчас Тратить здесь и сейчас

Обсудили тему финансов с «самым знаменитым зумером в Сети» Максимом Лутчаком

Psychologies
Крым: вкусные маршруты Крым: вкусные маршруты

Полуостров – рай для гурманов и любителей гастрономического туризма

Лиза
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать

Почему одни застревают в самоосуждении, а другие находят способ простить себя?

ТехИнсайдер
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Иммерсивность и телесность: тренды современной театральной сцены Иммерсивность и телесность: тренды современной театральной сцены

Сегодняшний театр представляет собой пространство постоянного поиска

Правила жизни
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки

Ученые подтвердили теоретические модели магнитного пересоединения

ТехИнсайдер
Искусственные «лепестки» левитируют только за счет солнечного тепла Искусственные «лепестки» левитируют только за счет солнечного тепла

Как работает устройство, способное левитировать в мезосфере

ТехИнсайдер
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Неуютные дни Неуютные дни

Три книги о семьях, которые несчастливы по-своему

Weekend
Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций

Математик Энди Рейнольдс, возможно, разгадал тайну птичьих мурмураций

ТехИнсайдер
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Открыть в приложении