Человек улучшенный
На протяжении всей истории человечества каждое поколение по-разному мечтало, как можно усовершенствовать свой вид. «Вокруг света» собрал самые знаменитые предсказания и проекты
Платон: воспитание плюс селекция
Элита из улучшенных людей – костяк идеального государства, считал философ Платон (V–IV вв. до н. э.). Ею в таком государстве должно стать сословие стражей, которое следит за порядком в обществе и защищает страну, а лучшие со временем переходят в высшую социальную страту правителей-философов. Стражи – люди высокоразвитые и преданные общественному благу. Такая элита, рассуждал мыслитель в диалоге «Государство», не появится сама собой. Ее можно сформировать тремя способами: отбором по способностям, воспитанием и селекцией. Для начала Платон предлагал присматриваться к маленьким детям, выяснять, к чему они проявляют способности, и дальше воспитывать соответственно. Им нужно получать лучшее образование, при этом физическая подготовка должна сочетаться с интеллектуальной и с эстетическим развитием (например, обязательными были бы занятия музыкой). Девочек стоит обучать наравне с мальчиками: в платоновском проекте у женщин и мужчин одинаковые функции и возможности. Первый шаг к созданию идеального государства философ описал так: нужно отослать за город всех детей старше десяти лет, а остальных забрать из семей и воспитывать так, чтобы выросло целое поколение новых людей. Но этого мало, рассуждал он. Если люди научились совершенствовать породы животных, скрещивая и отбирая лучших, то почему бы не осуществить то же с самими собой? Стражам в идеальном государстве не полагалось ни семей, ни собственности, чтобы интересы родных не мешали служить обществу. Мужчины и женщины должны были бы сходиться и размножаться… по жребию. Такой подход как будто уравнивал шансы всех, но на самом деле Платон предполагает хитрую схему, позволяющую правителям подтасовывать жребии так, чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие с худшими. «Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей… отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-нибудь части города, – теоретизировал Платон. – А младенцев, родившихся от худших родителей или хотя бы от обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено, в недоступном, тайном месте». Последнюю фразу исследователи трактуют как намек на детоубийство. Неслучайно Платона называют одним из первых предшественников евгеники – появившегося в XIX веке учения о селекции человека.
Китайская алхимия: есть две пилюли
В древнем и средневековом Китае многие последователи даосизма размышляли над вопросом, как достичь бессмертия. Согласно даосским представлениям о мире, у человека несколько душ, и только физическое тело удерживает их вместе. Следовательно, лучшее, что можно сделать с человеком, – это усовершенствовать тело для вечного пребывания душ в нем, то есть обрести бессмертие. Но достичь физического совершенства невозможно без совершенства духовного. Так, в трактате IV века «Баопу-цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту») приводится такой «тариф»: если человек хочет стать «земным бессмертным», ему надо совершить 300 добрых дел, а если вознестись для вечной жизни на небеса – 1200. Рекомендовались и другие средства: медитация, диета, дыхательные и физические упражнения и даже сексуальные практики. Все это применяли в качестве вспомогательных методов даосы-алхимики.
Китайская алхимия считается древнейшей в мире. Ее разделяют на два вида: внешнюю и внутреннюю. Согласно первому подходу, бессмертие давали «золотой эликсир» или «золотая пилюля» – средства, которые изготавливали из металлов и минералов. Даосы верили, что если принимать снадобье, то эти долговечные элементы постепенно заменят в органах человека их недолговечную материю. Обычно в состав снадобья входили очищенные золото и киноварь – соединение серы и ртути (неудивительно, что многие искатели вечной жизни, в том числе императоры, им травились). Внутренняя же алхимия предлагала человеку привести в соответствие с мировой гармонией ресурсы его собственного организма: жизненные соки и потоки энергии. А металлы и минералы внешней алхимии понимались как символы. Человек сам становился алхимической лабораторией и выплавлял в самом себе «зародыш бессмертия». Предполагалось, что когда он созреет, то выйдет через голову, и в нем алхимик обретет, по разным версиям, духовное или физическое бессмертие.
Роджер Бэкон: утраченные возможности
Достичь бессмертия, а не только научиться превращать в золото другие металлы, стремились и европейские алхимики Средних веков и раннего Нового времени. Они верили, что если разгадать тайну философского камня и получить его в результате «великого делания», то он даст и богатство, и вечную молодость. В XIII веке английский философ Роджер Бэкон по прозванию Удивительный Доктор сетовал, что ветхозаветные патриархи могли жить по несколько сотен лет, но со временем человечество утратило этот дар. Бэкон считал, что с помощью алхимии, которая способна любой металл очистить и превратить в благородный, можно и людей исцелить, вернуть им долголетие и сделать их тела почти такими же совершенными, как те, в которых они, по Библии, воскреснут в конце времен.