Образ дьявола как политический инструмент
Как Израиль остановил революцию в Иране

Два года назад, когда один из авторов этой статьи улетал из Тегерана, таксист Амран пожелал, чтобы в следующий раз я вернулся в «другой Иран», где не будет аятолл, которые, по мнению молодого иранца, «взяли страну в заложники». Всю дорогу от отеля до аэропорта он рассказывал, как подавляющее большинство молодых людей в стране устало от тотальной коррупции и санкций, которые ставят миллионы иранцев на грань выживания. Похожие слова я слышал и от других собеседников в разных уголках страны.
13 июня, когда Израиль начал операцию «Народ как лев», нанося массированные удары по Ирану, я сразу вспомнил Амрана. К сожалению, он все еще не ответил на сообщение в одном из мессенджеров.
Но отреагировал Мирза, продавец парфюмерии, с которым мы познакомились на тегеранском рынке. Будучи выпускником экономического факультета одного из столичных вузов, он тоже был, мягко говоря, не в восторге от властей. Но, похоже, сейчас это для него не имеет значения. «Мы не боимся войны. Она нам навязана, мы победим. Мы защитим свою страну ценой своей жизни», — написал мне Мирза.
Израильский премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что усилия Тель-Авива направлены на создание условий, которые будут способствовать падению режима в Иране. ЦАХАЛ и вовсе открыто призывает иранцев работать на «Моссад» «для лучшего будущего». Проблема в том, что у иранцев «картина будущего от Израиля» сегодня прочно ассоциируется с Газой, которая фактически стерта с лица земли.
О том, как война против Ирана бьет по Китаю, что объединяет шиизм и православие и есть ли вероятность, что иранское государство будет раздроблено, мы поговорили с президентом Центра ближневосточных исследований Мурадом Садыгзаде.
Мечты о земном рае
— Давайте начнем с небольшого экскурса в историю. Как в Иране появилась должность рахбара — верховного руководителя Исламской Республики? Человека, который, по сути, все решает в стране.
— Она возникла в результате Исламской революции 1979 года, идеологом которой был Рухолла Хомейни. Он возглавлял шиитскую оппозицию Ирана против шахского режима. В 1979 году Хомейни триумфально вернулся в Иран. Кстати, из Парижа. Многие об этом забывают, но до сих пор у Ирана сохраняются неплохие отношения с Францией. Представители иранской элиты спокойно говорят на французском языке.
Хомейни был теологом-философом, поэтому в его концепции было видение государственного устройства. Оно называлось «велаят-е факих».
— Что это за идеология?
— «Велаят» — это государство. «Факих» называют исламских ученых, которые собираются и принимают важные решения. В Иране существует Совет экспертов (Маджлис-е хебреган), в который входят 88 муджтахидов (шиитских богословов-законоведов), избираемых народом на восемь лет. Это ведущие специалисты по исламскому праву, лидеры духовенства различных общин. У каждой большой провинции есть свой духовный лидер, и они все в итоге подчиняются единому лидеру — рахбару.
В чем была идея Хомейни? Он понимал, что на земле не может существовать идеального государства или идеальной государственной системы, которая соответствовала бы тому, что написано в Коране. Но возможна так называемая исламская демократия, или «велаят-е факих», которая будет максимально приближена к такому формату устройства. Появилась и позиция верховного лидера — рахбара, в переводе это означает «лидер». Должность не просто теологическая. Рахбар — главный и в политических, и экономических вопросах, и в теме морального состояния государства.
Я напомню, что в Иране во многом действуют принципы исламской, шариатской экономики. Религиозное видение напрямую отражается и на внешней политике. Поэтому в руках верховного лидера оказалась практически вся полнота власти.
— Такое устройство власти — это сила или слабость Ирана?
— «Велаят-е факих» — это философский подход, который во многом позволяет иранской политической системе устоять в период кризисов. Благодаря ему молодая Исламская Республика выдержала Ирано-иракскую войну с 1980 по 1988 год. Тогда правительство Саддама Хусейна поддерживали абсолютно все государства — как западные, так и Советский Союз, то есть социалистический блок.
Иранцы выстояли, потому что у них была идеология. То, чего, наверное, многим современным государствам не хватает. Важный элемент политического устройства государства — системность. И вот «велаят-е факих» дает Ирану такую устойчивость.
На фоне заявлений американцев и израильтян о том, что они знают, где находится верховный лидер Али Хаменеи, и хотят его ликвидировать, было получено уведомление со стороны Совета экспертов, что в случае чего полнота полномочий верховного лидера передается в Совет, который потом выберет подходящего нового верховного лидера.
Более того, постоянно ликвидируются различные командные фигуры в КСИР или среди военных. Но дня не проходит, как назначаются новые лидеры. Потому что погибших есть кем заменить, и те, кто приходит, готовы ко всему. В некотором смысле такая идея мученичества. То есть если сегодня уберут Али Хаменеи, иранская система не разрушится.
Еще одна важная вещь, объясняющая устойчивость шиизма: он более динамичный, чем суннитское движение, потому что есть так называемый процесс иджтихада — это когда собираются факихи и определяют, как адаптировать религиозную доктрину под современные реалии.
— А идея мученичества в нем заложена?
— Шиизм, кстати, в этом плане очень близок к православию. Вот этот лик святых, лик мученичества, того, чего нет в суннитском исламе, позволяет еще больше возвеличивать человека, особенно если он умер от рук врагов. А это сейчас именно так будет преподноситься. Поэтому рейтинги власти внутри страны растут.
— Нынешний духовный лидер Али Хаменеи правит уже 36 лет. Ему самому уже 86. Насколько он реально держит власть в руках?
— Вопрос о смене верховного лидера в Иране обсуждается последние пять-шесть лет. Элиты относятся к Хаменеи с большим уважением. Это, опять-таки, восточная история: уважение к старшим, к их авторитету. Надо понимать, что это не просто «кто-то из духовенства» — он участник Ираноиракской войны. Практически все сегодняшнее руководство — это люди, которые получили закалку в течение тех восьми очень сложных военных лет.
В западных СМИ часто сообщают, что он недееспособен. На самом деле он регулярно доказывает обратное. Хаменеи знает несколько языков. Очень часто произносит красивые речи. К нему прислушиваются.
Да, он перенес несколько операций. И конечно, чтобы снизить риски, в Иране обсуждают, кто будет преемником.
Демократия Востока
— Кто это может быть?
— Долгие годы было в основном две кандидатуры. Сын Али Хаменеи, Моджтаба, который сейчас очень часто начал вместе с ним появляться. До него долгое время говорилось о кандидатуре ныне покойного президента Раиси, который обладал огромным авторитетом как среди духовенства, так и среди силового блока внутри страны.
С момента, как не стало Раиси, вопрос преемственности снова обострился, потому что не всех устраивает кандидатура сына. «Ястребиный», более консервативный блок считает, что у Моджтабы слишком либеральный подход. Он выступает за относительно глубокий диалог с западными странами. С другой стороны, он больше интегрирован во внутреннюю систему, понимает определенные чаяния молодого поколения. А я напомню, что специфика ближневосточных стран в том, что там молодежь (по меркам ООН это до 35 лет) является основой демографии. Любую страну Ближнего Востока возьмите — там молодежи больше 50–60 процентов населения.